Повышение налогов в 2019

Содержание

Новые налоги с 1 января 2019 года

Проводимая Правительством РФ налоговая реформа начнет действовать уже с начала 2019 года. Увеличение некоторых основных налогов обернется дополнительной нагрузкой на бизнес и конкретных граждан. Правоведы нашего юридического агентства изучили ключевые изменения законодательства, собрав всю важную информацию в одном месте. Итак, какие новые налоги с января 2019г. ждут россиян?

Налог для самозанятых

Инициатива введения этого налога исходила от президента страны и была реализована руководителем налогового ведомства М. Мишустиным. Разработанный им совместно с Минфином пилотный проект начнет работать сначала в 3 регионах России – Татарстане, Калужской и Московской областях. Тестирование системы будет осуществляться и в самой столице. Перечисленные области в настоящее время участвуют в проекте онлайн-класс. По словам М. Мишустина, мобильное приложение для новой реформы почти готово.

Назначением приложения станет возможность перечисления налоговых взносов самозанятым населением напрямую в ИФНС РФ, сокращение объема бумажного документооборота. Цель введения этих правил – включение страховых выплат данной категории работающих граждан в налоговый бюджет. Для самих людей новшество по задумке разработчиков должно принести свою пользу: они смогут пользоваться всеми услугами наравне с гражданами, которые трудоустроены в организациях.

Экологический налог

Плательщиками нового налога станут организации, ИП и физические лица. При этом льгот для малого бизнеса или крупных корпораций не предусмотрено. Основное отличие от действующих сборов за загрязнение окружающей среды – администрирование налоговой службой.

Экологический налог появится в НК РФ в виде отдельной главы, разработка проекта уже завершена. Плательщиками вводимого налога в новом году станут:

  • компании любых организационно-правовых форм собственности;
  • простые граждане;
  • индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы на территории РФ и осуществляющие любую деятельность.

Объектом налогообложения выступит негативное воздействие, направленное на окружающую среду. Причиной такого воздействия станут следующие действия:

  1. выброс в атмосферу загрязняющих веществ (по прилагаемому перечню);
  2. сброс стоков в водоемы;
  3. образование вредных и опасных отходов – продуктов жизнедеятельности, потребления или производства; их захоронение, накопление и размещение (отличается по классам опасности).

Вносятся налоги в казну авансовыми платежами, исключение составляют ИП и малые предприятия – им разрешат перечислять итоговый платеж сразу за год.

Туристический налог

В перечне «Новые налоги с 1 января» появится туристический платеж, который вводится во всех 85 регионах страны. В настоящее время 3 края – Ставропольский, Алтайский и Краснодарский, а также республика Крым уже знакомы с курортным сбором. Остальные регионы смогут взимать с туристов плату за проживание в размере не более 2% начиная с 2020-го года.

Пилотный проект активно разрабатывается и по оценке экспертов, в 2019 г. с большой долей вероятности может заработать в Санкт-Петербурге. Цель реформы туристической сферы – пополнение федерального бюджета. В условиях постоянного дефицита даже 1-2% от стоимости размещения способны исправить ситуацию.

Налогоплательщиками станут все туристы, в т.ч. иностранные, которые приезжают в конкретный регион для знакомства с достопримечательностями или отдыха. И часть регионов уже заинтересовались инициативой разработчиков, поэтому Министерство культуры РФ вынесло предложение о туристическом налоге на обсуждение Министерством культуры и Министерством финансов.

Повышение налогов в России с 1 января 2019 года: полный перечень

Работодателей грядущий год встретит совсем не радостными изменениями. По всей видимости, увеличится сумма минимального размера оплаты труда на федеральном и региональном уровне. Согласно требованиям законодательства о МРОТ, с 1 января 2019 г. он должен составлять величину прожиточного минимума за 2 квартал 2018 г. Пока конкретных цифр Правительство РФ не устанавливало, но реализация закона приведет к росту зарплат сотрудников.

Увеличение фонда заработной платы – ключ к повышению налоговой нагрузки, потому что на все выплаты необходимо начислить страховые взносы во внебюджетные фонды (порядка 30%). Рост предельной базы по страховым взносам с 01.01.2019 г. от 10 до 15% также обернется для многих компаний ростом расходной части их бюджетов.

НДФЛ

Внесенный в Государственную Думу еще 28 марта 2018 г. законопроект о повышении ставки налога на доходы физических лиц и введении прогрессивной налоговой шкалы уже 2 апреля был одобрен думским Комитетом по налогам и бюджету и отправлен на рассмотрение законодателей. Одновременно Комитет отправил соответствующие запросы о подготовке экспертного заключения Президенту РФ, в Правительство, Совет Федераций и другие заинтересованные ведомства.

Разработчики законопроекта предлагают ввести пониженную ставку 5% по НДФЛ для граждан, чей среднегодовой доход составляет меньше 100 тысяч рублей. Если заработок составит 100 тыс. руб. – 3 млн. руб., налог составит 13%. На доход 3-10 млн. руб. в год предлагается ставка НДФЛ – 25%.

Акцизы

Новые налоги в 2019 г. распространяются и на подакцизную продукцию. Рост акцизов, запланированный на следующий год – 10%. Это вызовет ощутимое повышение цен на сигареты и алкоголь. Рост акцизов на топливо приведет к автоматическому увеличению расценок на перевозки – потребитель ощутит это на себе изменением розничных ценников на продукты питания.

Стоимость бензина в 2018 г. стала причиной того, что увеличения акцизов с 1 июля удалось избежать. Поэтому многие аналитики предполагают резкий скачок цен на топливо с начала 2019-го года. Налоговым кодексом РФ установлены фиксированные ставки по акцизам вплоть до 2020г., но Правительство постоянно корректирует положения законодательного акта.

Повышение ставки НДС

Начиная с 1-го января 2019г. НДС увеличится с 18 до 20%, на социально значимую и детскую продукцию будет действовать льготная ставка налога 10%. Новые налоги в 2019 г. в части увеличения НДС не коснутся только представителей малого бизнеса по причине того, что эти субъекты экономики находятся на специальных налоговых режимах (ЕНВД, ПСН, УСН, ЕСХН). Основанием для освобождения этой категории налогоплательщиков от уплаты НДС зафиксировано пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса России.

Важно: перейти на УСН с общей системы налогообложения можно лишь при соблюдении ряда условий (годовая среднесписочная численность работников не более 100 чел., доход за 9 месяцев – не более 112 млн. рублей).

Повышение налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели тоже почувствуют увеличение налогов в 2019г. Речь идет о повышении взносов с ИП, которые они платят «за себя». Суммы этих платежей:

  • в Пенсионный фонд РФ – 29,354 тыс. руб.;
  • ФФОМС – 6,884 тыс. руб.

1% страховых взносов на доход свыше 300 тыс. руб. в год остается на прежнем уровне, без увеличения.

Простые граждане ждут новых налогов без энтузиазма. Несмотря на запланированный рост уровня дохода, возрастет и нагрузка на бизнес работодателя. Эта мера повлечет за собой перевод сотрудников на неполный рабочий день с выведением части зарплаты на наличные, «серые» расчеты.

Увеличение акцизов приведет к повышению цен на основные потребительские товары. Рост НДС также ударит по карману конечного покупателя, снижая социальную защищенность населения.

Увеличение всех цен станет катализатором для уровня инфляции в стране. Предприниматели начнут скрывать часть доходов, вводя систему двойной бухгалтерии. Вместо прогнозируемого пополнения казны возможен обратный эффект от налоговых реформ 2019г.

Наши дела по теме Услуги для юрлиц Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону Новые налоги с 1 января 2019 года Статья: Новые налоги с 1 января 2019 года Рейтинг статьи>
НДФЛ: изменения в 2019 и 2020 годах

Изменения по НДФЛ с 2019 года

Какие поправки по НДФЛ заработают с 2020 года

Изменения по НДФЛ с 2019 года

Со дня опубликования закона от 17.06.2019 № 147-ФЗ (а это 17 июня) вступила в силу поправка по НДФЛ, которая касается социального вычета на лечение: из ст. 219 НК РФ исключили упоминание о правительственном перечне лексредств. Это значит, что теперь вычет будет предоставляться на все лекарства, которые назначил доктор.

Напомним, раньше его можно было получить исключительно на лекарства по указанному перечню (приведен в постановлении Правительства от 19.03.2001 № 201), а если выписанный врачом препарат в перечень не входил, о вычете можно было забыть.

Какие поправки по НДФЛ заработают с 2020 года

1. Первая большая поправка — техническая. В ст. 217 НК РФ все не облагаемые НДФЛ компенсации перенесли из п. 3 в п. 1 (в нем сейчас приведены госпособия). Пункта 3 в статье больше не будет. Соответственно, все имеющиеся в кодексе ссылки на п. 3 ст. 217 были перенаправлены на п. 1.

2. Сам перечень необлагаемых выплат конкретизирован и немного расширен:

  • В нем теперь указана оплата проезда к месту отпуска и обратно работникам–северянам и членам их семей. Это освобождение уже действует, но пока только с подачи судов и ссылающегося на них Минфина (письма от 13.02.2019 № 03-04-06/8803, от 22.01.2018 № 03-04-05/3154).

Об обложении данной выплаты взносами мы рассказывали .

  • Аналогично в ст. 217 НК РФ закрепили освобождение от налога в отношении оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ.

Подробнее о проблеме см. в нашей публикации «НДФЛ с оплаты допвыходных по уходу за ребенком-инвалидом Минфин потребовал бы с удовольствием. Суды не дают».

  • Также к необлагаемым отнесены положенные по закону выплаты (в т. ч. в натуральной форме) ветеранам и героям войны и труда, выплаты чернобыльцам, денежные и натуральные доходы на рождение детей, осуществляемые по президентским, правительственным и иным подобным программам, другие доходы в рамках соцподдержки, ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», и некоторые др.
  • Уточнено, что освобождение от НДФЛ не применяется в отношении оплаты неиспользованных дополнительных суток отдыха военнослужащим по контракту.

3. Следующая большая поправка, которую никак нельзя пропустить — это перенос срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ с 1 апреля на 1 марта. Поскольку в 2020 году 1 марта — выходной, отчитаться за 2019 год нужно будет до 02.03.2020. А еще большему числу работодателей придется перейти на электронный способ сдачи этих отчетов: бумажные будут брать на 10 человек и меньше (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

4. Организации, имеющие обособленные подразделения, в некоторых случаях смогут платить НДФЛ и сдавать отчетность централизованно.

5. Налоговые агенты смогут за свой счет платить НДФЛ, если он доначислен им в ходе налоговой проверки (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

6. Задолженность физлиц при определенных условиях можно будет списать без удержания НДФЛ (закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

7. Изменится порядок уплаты авансов по НДФЛ индивидуальными предпринимателями. Рассчитывать авансы они будут исходя из фактического, а не планируемого дохода. И им больше не придется сдавать декларацию 4-НДФЛ (закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Подробнее см. .
8. Декларацию 3-НДФЛ за 2019 год нужно будет сдать по новой форме (приказ ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/506@).

9. Патент для иностранных физлиц подорожает, поскольку будет рассчитываться с учетом нового коэффициента-дефлятора — 1,813 (приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684).

Какие есть плюсы и минусы повышения НДФЛ, а также налог на транспорт и повышение налогов на малый бизнес?

Андрей Авраменко 40532 2 года назад Либеральный просветительский проект «Мечта Свободы» — dreamfreedom.ru Пользователю можно задать вопрос

В повышении налогов никогда никаких плюсов нет и быть не может. Налоги — это содержание государства. Их повышение означает уменьшение ваших доходов и расширение деятельности государства. Проблема в том, что вы никогда не знаете, на что уходят эти деньги, оправданны ли расходы и тем более их расширение.

В России, оссобенно в последние годы, налоги растут, а доходы населения падают равно как сокращаются государственные расходы на образование и здравоохранение. Так куда уходят деньги? На те статьи, которые растут — военные расходы, содержание госаппарата (чиновничества). Например, Совету Федерации зачем-то понадобилось новое здание в условиях падающих государственных доходов, мнноголетнего кризиса в экономике. Сметная (т.е. очень предварительная) стоимость — 1,63 миллиарда руб. Известно, что в ходе строительства расходы возрастают. Спрашивается, зачем? Никто в России особо себе не представляет, чем этот Совет занимается. На жизнь страны его влияние не заметно. Так к чему такие траты?

Но повлиять на это решение граждане не в состоянии, поскольку они власть реально не избирают. Точнее, на выборы власть идёт с популистскими обещаниями сокращения или, как минимум, неповышения налогов, однако, затем их всё-таки повышает.

Государственные средства не с неба падают, хотя многим в России кажется будто это какие-то необыкновенные деньги, берущиеся из необыкновенного источника. Печатание денег Гознаком таким источником не является, поскольку не создаёт новой стоимости, а граждане расплачиваются за излишнее печатание обесценением денег и снижениемм своих доходов.

Нет, государственные средства — это то, что изымается в виде налогов у граждан, уменьшая их покупательную способность, возможность решать свои проблемы.

За всё в итоге платят граждане.

Вопрос не в том, в какой форме собирать налоги, а в том, на что государству нужны новые или повышенные расходы. В России никто за это не отчитывается.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 15 -1

Увеличение лимита по УСН в 2020

УСН – это самый популярный налоговый режим для малого бизнеса, его применяют 3,2 млн юридических лиц и ИП. А после предполагаемой отмены ЕНВД для организаций упрощёнка останется единственной системой налогообложения с пониженными ставками. Но у нас есть хорошая новость – запланировано увеличение лимита по УСН в 2020 году. Значит, работать в рамках этого режима сможет больше налогоплательщиков.

Лимиты по УСН

Основные лимиты для применения упрощённой системы налогообложения связаны с годовым доходом и количеством работников. И если максимальная численность персонала не меняется уже много лет (не более 100 человек), то лимит доходов по УСН постоянно растёт.

Сначала это было всего 60 млн рублей в год, но к этой сумме применяли повышающий коэффициент-дефлятор. Затем предельный размер доходов повысили до 150 млн рублей, однако действие коэффициента-дефлятора на период с 1 января 2017 до 1 января 2020 приостановили. Если налогоплательщик превышал установленные лимиты по доходам и работникам, то терял право на применение УСН.

Чтобы позволить работать в рамках упрощёнки большему количеству организаций и ИП, Правительство решило установить переходный период для тех, кто незначительно превысил установленные ограничения.

В разработанном законопроекте предлагается оставить право на упрощёнку за теми налогоплательщиками, доход которых не превысил 200 млн рублей, а количество работников – 130 человек. То есть, новые лимиты на УСН 2020 составляют:

  • доход – не более 200 млн рублей в год;
  • численность персонала – не более 130 человек.

Однако для работы по таким лимитам придётся применять повышенные налоговые ставки.

Новые ставки на УСН

Стандартные ставки упрощённой системы всем хорошо известны: 6% для варианта «Доходы» и 15% для варианта «Доходы минус расходы» с возможностью уменьшать их в регионах РФ. Напомним, что изменения УСН в 2019 году на размер налоговых ставок не повлияли.

Но новый законопроект по УСН предполагает, что для тех упрощенцев, которые попали в коридор между прежними и новыми лимитами, ставка будет выше. При годовом доходе от 150 до 200 млн рублей или численности работников от 100 до 130 человек ставки составят:

  • для УСН Доходы – 8%;
  • для УСН Доходы минус расходы – 20%.

Цитата: «Для налогоплательщиков … применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, налоговая ставка в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей, и (или) средняя численность работников превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, но не более чем на 30 человек, устанавливается в размере 8 процентов».

«Для налогоплательщиков … применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей, и (или) средняя численность работников превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, но не более чем на 30 человек, устанавливается в размере 20 процентов».

Применять новые ставки упрощённого режима надо с того квартала, в котором допущено превышение лимита доходов в 150 млн рублей или численности в 100 человек. И следующий налоговый период придётся отработать на тех же условиях. В случае принятия законопроекта в предложенной редакции новые лимиты по УСН и повышенные ставки станут действовать с 1 января 2020 года.

Увеличение лимита по УСН в 2020 году (скачать законопроект)

Рост налоговой нагрузки на бизнес и население в 2019-2020 гг.

Ежегодно Минфин публикует на своем сайте статистические сведения о доходах и расходах госбюджета. По его официальным данным с 2009 г. наблюдается уверенный рост поступлений. Львиная доля приходится на налоги и сборы. Их рост обусловлен двумя причинами: легализацией бизнеса, уклонявшегося ранее от уплаты налогов и использовавшего серые схемы, а также изменением налогооблагаемых баз и ставок. Последние растут регулярно, что ведет к увеличению бюджетных отчислений.

Какие налоги повысились в 2019 году?

Изменения, приведшие к увеличению фискальных платежей, вступили в силу с 1 января 2019 года и коснулись следующих платежей:

  • НДС. Ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений (2-е место после страховых взносов). В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
  • Налог на прибыль. Общий размер отчислений не претерпел изменений. Организации по-прежнему отдают государству 20% своей прибыли. Но, теперь 17% из них остаются в местном бюджете, а 3% уходят в федеральный. До 2019 г. налог распределялся иначе – 18% и 2 % соответственно.
  • НДФЛ. В 2019-м ставка не менялась – 13% удерживается с заработка каждого гражданина вне зависимости от его размера. С 2018-го на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Она рассчитывается на основании реальных доходов – чем они больше, тем выше ставка. Тем не менее, повышение отчислений по НДФЛ все же произошло. Связано оно с увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате. Налог на доходы физлиц является третьим крупным источником финансирования госбюджета.
  • Акцизы. Более чем на треть увеличился акциз на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%) , что привело к существенному росту цен на него и затрат на все виды перевозок. Существенный рост (от 10% и более) коснулся алкогольной, табачной продукции, в том числе электронных систем для курения, и автомобилей.
  • ЕНВД. Его ставка выросла в связи с повышением коэффициента К1 на 2,5%. Итоговые суммы к уплате изменились незначительно. Это связано с тем, что в расчете применяется еще коэффициент К2, который не подвергся изменениям. Рассчитанная по формуле сумма уменьшается на размер страховых взносов, которые также увеличились с 2019 года. В итоге сумма к уплате по ЕНВД изменилась не существенно.
  • Страховые взносы. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила 26%. Увеличилась предельная база по ним – до 1 150 000 руб. на обязательное пенсионное страхование и 865 000 руб. на случай временной нетрудоспособности и материнства. Вырос также размер фиксированных взносов ИП за себя до 29 354 руб. в ПФР и 6 884 руб. в ФОМС, что больше на 10% и 20% соответственно по сравнению с 2018-м. Страховые взносы являются самым крупным источником финансирования бюджета после нефтегазовых доходов.

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:

  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.

Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.

  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Рост поступлений налогов и их собираемость

В нижеследующей таблице продемонстрирована динамика поступлений в бюджет по каждому налогу:

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.

Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость — с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

Планомерное увеличение нагрузки не велико – повышение налогов и сборов на 3-5% не существенно снижает прибыль от коммерческой деятельности. Но, такой прирост обязательных платежей из года в год в итоге выливается в существенные убытки. То, что кормило бизнесмена с наценкой в 30-35% становится убыточным и теряет смысл. То, что приносило более солидную прибыль, утратило былую рентабельность – полученных доходов едва хватает на налоги, зарплату и содержание бизнеса.
По данным Минэкономразвития с августа 2018-го по август 2019 гг. в России закрылось 667,9 тыс. юридических лиц и ИП из категории МСП. Экспертам FinExpertiza удалось установить, что в 80 российских регионах число закрывшихся юрлиц превысило количество открывшихся. Лидером этого антирейтинга стала Калининградская область – в 2018-м здесь закрылось 6 809 компаний, а открылось всего 1 548. В Дагестане на 990 открывшихся организации пришлось 5 061 закрывшихся. Превышение числа закрывшихся компаний над количеством открывшихся сформировался еще в 2016-м и уверенно держится.

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.

Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка на население в РФ

Снижение доходов населения, обусловлено ростом налоговой нагрузки на бизнес. Если государство установило жесткий МРОТ, ниже которого платить работникам нельзя, то премии и прочие поощрительные выплаты регулируются исключительно работодателями. В результате ужесточения фискального режима для бизнеса снижаются доходы населения, влекущие падение покупательской способности и спроса на продукцию и услуги, а также увеличиваются обязательные расходы – на ЖКХ, налоги, взносы, штрафы, приобретение жизненно важных товаров.

Собственно налоговая нагрузка на граждан определяется следующими платежами:

  • НДФЛ – 13%. Его за сотрудника платит работодатель, но из заработка первого он удерживается в полном объеме за исключением суммы вычета. Соответственно рост налога на доходы физлиц автоматически снижает их реальные доходы.
  • НДС (скрытый) – 20%. Платят его в бюджет не граждане, а продавцы, реализующие товары и услуги. Но, они включают его в стоимость и в полном объеме взимают с населения. Ри каждой покупке гражданин автоматически платит НДС.
  • Налог на имущество, ЖКХ, ОСАГО и прочие скрытые платежи – около 5%. Граждане платят налог на недвижимость, землю и транспортные средства. Его расчет по кадастровой стоимости существенно увеличил фискальную нагрузку на население. Его максимальная ставка составляет от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости недвижимости и зависит от стоимости объекта. Платят его только собственники недвижимости один раз в год. Коммунальные и страховые платежи условно относятся к скрытым налогам.
  • Страховые взносы – 30,2%. К ним относятся взносы в ПФР, ФОМС и ФСС.
  • Акцизы – 8%. Они включаются в стоимость товаров. Повышение акцизов моментально вызывает рост цен и затрат граждан. Получается, что от увеличения акцизных платежей страдают не только бизнесмены, но и их покупатели.
  • Штрафные санкции и госпошлины. Пени и недоимки по налогам, штрафы ГИБДД и по КоАП, госпошлина тоже относится к обзательным отчислениям, так как поступают в итоге в госбюджет.

В итоге получается, что любой гражданин РФ больше 60% своих доходов отдает государству в виде налогов, сборов и скрытых платежей.

Как компании уходят от налогов

В целях выявления недобросовестных налогоплательщиков 13.07. 2017 г. Минфин в соавторстве с ИФНС и СК РФ выпустил письмо № ЕД-4-2/13650@, содержащее подробные инструкции по установлению умысла руководства компаний в неуплате налогов. Следование этому регламенту позволяет сотрудникам ИФНС без труда выявлять уклонистов.
Самыми популярными на 2019-й являются следующие:

  • Фиктивные сделки. Речь идет о фиктивных документах между контрагентами с целью завышения расходов или занижения доходов, что в свою очередь ведет к снижению базы по НДС и налогу на прибыль.
  • Дробление бизнеса. Применялось при УСН: при достижении лимита дохода по одной компании дальнейшие сделки оформлялись через другую, принадлежащую тем же лицам, расположенную по тому же адресу и ведущую тот же вид деятельности.
  • Льготные налоговые ставки. Самая популярная схема подразумевает сделку с компанией, ведущей деятельность в ОЭЗ. Ей, попадающей под нулевую ставку налога на прибыль, переводятся активы: здания, техника, транспорт. Вторая компания (реальный собственник активов) арендует их у первой. В результате первая, имея явный доход, не платит налог на прибыль (действует льгота), а вторая снижает базу за счет увеличения расходов на аренду.
  • Замена договора. Чтобы не платить НДС с полученного аванса, компании подменяют сделку купли-продажи договором комиссии или займа. После оформления отгрузки «займ» отражается в расчетах.Использование договора лизинга вместо купли-продажи позволяет намного быстрее списать стоимость приобретенного по нему основного средства в расходы и снизить базу налога на прибыль. При купле-продаже недвижимости замена типового договора реализацией доли в уставном капитале не попадает под НДС. Создав специально для продажи здания ООО с минимальным уставным капиталом и внеся в него сумму, необходимую для покупки недвижимости, продавец рассчитывается ею с реальным собственником недвижимости – своей же организацией. Далее оформляется договор о продаже доли в этом ООО – ее покупает новый собственник здания. В результате сделка по приобретению объекта недвижимости на юрлицо не попадает под НДС, а созданное для нее ООО нужно только для проведения одной операции.
  • Работа через фирмы-однодневки. Они нужны для создания фиктивного документооборота с целью снижения налогооблагаемой базы.
  • Документооборот и расчеты с субподрядчиками, не осуществляющими деятельность. Оформление документов и платежей с компаниями-посредниками также нацелено на снижение налогов к уплате. В реальности субподрядные организации в исполнении сделки участия не принимают. Перечисленные им средства затем возвращаются, как ошибочно перечисленные или в связи с расторжением договора.

Все вышеперечисленные схемы хорошо известны сотрудникам ИФНС, но требуют неопровержимой доказательной базы.

За 10 лет в России удвоилась налоговая нагрузка

  • Самые слабые валюты в 2019 году

  • Военный конфликт США с Ираном – предвыборный гамбит Трампа

    03.01 19:56

  • Власти Ирака заявили о нарушении условий пребывания военных США на территории страны

    03.01 16:15

  • Американцам рекомендовали покинуть Ирак

    03.01 15:38

  • Фондовый рынок РФ обновил максимумы в начале 2020 года

    03.01 14:35

  • Tesla снизила стартовую цену на китайскую Model 3

    03.01 14:31

  • Добыча нефти в России превысила исторический максимум СССР

    03.01 13:37

  • Тегеран пообещал отомстить за убийство Сулеймани

    03.01 10:51

  • В Белоруссии сообщили о прекращении поставок нефти из России

    03.01 10:07

  • Ожидания и реальность: какие прогнозы российских ведомств сбылись в 2019 году?

    03.01 10:00

  • Стала известна цена поставок газа в Белоруссию в январе-феврале

    03.01 09:12

  • Сборы на кампанию Трампа поставили квартальный рекорд

    03.01 08:43

  • Власти Таиланда отправят 100 тысяч граждан страны работать за границей

    03.01 08:28

  • Самые сильные валюты 2019 года

    03.01 08:00

  • Алексей Миллер подвел итоги работы «Газпрома» в 2019 году

    03.01 07:50

  • Каракас будет продавать нефть и золото за национальную криптовалюту

    03.01 07:25

  • Нефть взлетела на 4% после убийства американскими военными иранского генерала в Багдаде

    03.01 07:24

  • Торговля Бразилии за 2019 год показала худший результат за 4 года

    03.01 07:24

  • Стихийные бедствия, ударившие по России в 2019 году

    03.01 00:00

  • Миллиардер Агаларов рассказал о проблемах роста ВВП России

    02.01 18:06

  • Греция обязалась покупать 20% газа трубопровода EastMed

    02.01 15:46

  • Какие валюты ждет рост в 2020 году?

    02.01 10:30

  • Болевые точки этого года: откуда ждать кризиса?

    02.01 10:00

  • Airbus вышла в лидеры

    02.01 09:24

  • ЦБ Китая снижает ставки в ожидании кризиса ликвидности

    02.01 08:17

  • Самые дорогие проекты 2019 года

    02.01 00:05

  • Кому особенно тяжело будет в новом году — страны

    02.01 00:05

  • Топ-7 самых громких кибератак и утечек 2019 года

    02.01 00:03

  • 10 неудачников в мире экономики в 2019 году

    02.01 00:02

  • 2020-й — год слияний крупных банков

    02.01 00:02

  • 10 экономических скандалов 2019 года

    02.01 00:02

  • 5 российских бизнесменов, чей успех привлек мировое внимание в 2019 году

    02.01 00:01

  • Ответ Трампу лидера Ирана: «Мы готовы нанести удар»

    01.01 19:26

  • Росстат объявил итоговую инфляцию за 2019 год

    01.01 18:34

  • «Газпром», Белоруссия, Армения и Молдавия продлили газовые контракты

    01.01 18:04

  • Россия начала поставки газа в Болгарию по «Турецкому потоку»

    01.01 17:42

  • 10 «серых лебедей» 2020 года

    01.01 12:00

  • Кому особенно тяжело будет в новом году — компании

    01.01 12:00

  • Самые сильные и самые слабые секторы российской экономики в 2019 году

    01.01 10:00

  • Кто и сколько украл: 10 самых громких коррупционных преступлений в России в 2019 году

    01.01 08:00

  • Российский рынок M&A в 2019 году: крупнейшие слияния и поглощения

    01.01 00:30

  • Самые дорогие подарки на Новый год

    01.01 00:02

  • Самые высокие гонорары звезд на новогодние корпоративы

    01.01 00:01

  • Топ-10 российских миллиардеров, чье состояние за год выросло больше всего

    01.01 00:01

  • 10 возможных вооруженных конфликтов в 2020 году

    31.12.2019 21:52

  • Экологические проблемы 2019 года в России

    31.12.2019 12:39

  • Прогноз: нефть убедится – Штаты не вернут Сирии ее «бензоколонку» в 2020 году

    31.12.2019 11:54

  • Москва и Киев подписали пакет документов по транзиту газа

    31.12.2019 04:52

  • Рост населения США замедлился до 100-летнего минимума

    31.12.2019 00:40

  • Где дешево и интересно встретить Новый год?

    31.12.2019 00:26

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготы

Налоговая система – это важный источник средств для бюджета государства, из которого оплачиваются многие институты и социальные службы. В 2018 году в России произошли серьезные изменения: ряд налоговых ставок повысился, к тому же появились новые налоги. Подробнее о повышении налогов и о том, как это повлияет на благосостояние обычных людей, вы сможете прочесть в этой статье.

Рост налогов

В 2018 году в России произошли серьезные изменения. Не успели люди смириться с повышением пенсионного возраста, как появилась новость о том, что ставку ряда налогов собираются повысить. Законопроект отдали на рассмотрение еще весной, и летом было принято окончательное решение о повышении дохода на добавочную стоимость. Изменения коснутся всех, независимо от статуса и возраста. Ведь повышение НДС влияет на все товары и услуги, а также продукты питания, которые пользуются спросом у всех категорий граждан. На первый взгляд повышение налогов совсем незаметно: в среднем их увеличат всего на 2-3 %. Все изменения вступят в силу с января 2019 года.

Мнения экспертов и политиков в вопросах обсуждения повышения налогов разошлись. Некоторые считают, что это преждевременная мера, которая только замедлит рост экономики. Другие уверены, что это поможет обеспечить рост благосостояния пенсионеров и других незащищенных слоев населения. После повышения ставки налогов нагрузка прежде всего ляжет на малый и средний бизнес. В результате этого подорожание товаров ощутят все. Только большие компании-производители смогут сдержать рост цен за счет объема продаж.

Какие налоги повысят?

В каких областях планируется повышение налоговой ставки? Точно известно, что в 2019 году увеличатся следующие налоги:

  • НДС повысится с 18 до 20 %.
  • Акцизные платежи по некоторым группам товаров (сигареты и табак).
  • Ставка НДФЛ станет прогрессивной для лиц с доходом более 3 миллионов рублей.
  • На 10-15 процентов вырастет предельная база по страховым взносам. Повышение пенсионных налогов призвано увеличить размер пенсии пожилых людей.

Несмотря на то что пока мало какие налоги действительно были повышены, в России уже начался процесс введения налоговых новаций. Скорее всего, период реформы налоговой системы займет не один год, поэтому не стоит надеется, что на этом изменения закончатся. Президент России В. В. Путин официально пообещал, что в 2018 году подоходный налог повышен не будет, и он сдержал свое слово. Но в правительстве уже ведутся горячие обсуждения повышения и других налоговых ставок. Какие проекты приняты к рассмотрению?

Подоходный налог

НДФЛ – он же подоходный налог – это обязательный для всех жителей РФ налог, который уплачивается с полученных денег. Для основной части населения он составляет 13 %, и только для некоторых категорий граждан с высокими доходами – 35 %. В марте 2018 года в Госдуму был передан законопроект о повышении НДФЛ с 13 до 15 %. Большинство чиновников одобрили его, но изменения пока не были внесены. Повышение налоговой ставки вызвало массу недовольства среди населения. Так как в 2018 году уже была проведена пенсионная реформа, Минфин опубликовал письмо к гражданам, в котором объяснялось, что налог в текущем году изменен не будет. Несмотря дефицит в бюджете РФ, рост налоговой ставки не планируется и в 2019, и в 2020 году.

Повышение подоходного налога может принести не только вред, но и пользу. Эксперты уверены, что повышение ставки на два процента не сыграет значительной роли в ежедневной жизни людей. А благодаря такой кампании в бюджете появится около 600 миллиардов рублей, которые будут использованы для нужд населения. В 2018 году экономика не растет, а резервные источники бюджетных средств заканчиваются, поэтому рано или поздно правительство, скорее всего, одобрит повышение НДФЛ. Но в ближайшие несколько лет можно о повышении налога на доходы можно не беспокоиться.

НДС

НДС- налог на добавленную стоимость, который помогает привнести немалые деньги в бюджет. Налог начисляется на все товары и продукты, которые продаются по цене выше их себестоимости. Повышение налога до 20 процентов – одна из самых главных новостей 2018 года. Правительство решило повысить НДС для того, чтобы устранить дефицит бюджета. При этом повышение налоговой ставки на 2 процента принесет дополнительные 600 миллиардов рублей. Но оправдана ли эта мера? Ведь увеличение НДС скажется на стоимости товаров и услуг, а также серьезно ударит по малому и среднему бизнесу. Что думают специалисты по этому поводу?

Повышение налогов НДС увеличит скорость инфляции. Кроме того, это ударит по самым уязвимым областям, которые и без того пострадали после многочисленных кризисов и санкций: высокотехнологичному производству, машиностроению. Коснется это и населения, особенно тех людей, которые и так находятся за чертой бедности. Увеличение налога до 20 % повысит стоимость практически всех продуктов питания и товаров первой необходимости. Правительство планирует ввести льготные категории продуктов, для которых налоговая ставка не повысится: это медицинские, детские товары и некоторые другие.

По словам чиновников, повышение НДС необходимо для государственных нужд и стимуляции роста экономики. Но рост налоговой ставки только снизит развитие экономической системы, а большая часть мелких предприятий вообще перестанет существовать. Поэтому специалисты скептически относятся к данным изменениям и не верят в положительное воздействие реформы.

Изменения в других налогах

Хоть повышение НДС и НДФЛ – это самые обсуждаемые темы в 2018 году, это не единственные изменения, которые произошли в налоговой системе.

Начиная с 2018 года будут внесены изменения в транспортный налог. Гражданам разрешат дольше не платить: отныне сроки сдвинутся до декабря, что позволит накопить нужную сумму.

Налог на имущество будет вычисляться по кадастровой стоимости объекта. Таким образом, даже если вы приобрели землю стоимостью 200 тысяч, а через несколько лет она уже стоит 500 тысяч, то налог вам будут высчитывать по последней цифре.

В 2018 году будет отменена льгота на недвижимость, которая освобождала от уплаты налогов в случае истечения срока давности пользования. Это стало печальной новостью для многих владельцев, ведь теперь им в любом случае придется платить 13 % от стоимости жилья в государственную казну.

В 2018 году был введен курортный сбор, который взимают при въезде в некоторые регионы России. Изменения коснулись Алтайского, Краснодарского, Ставропольского регионов и Республики Крым. Изменения не коснутся льготных категорий населения.

Все юридические лица и ИП обязаны перейти на онлайн-кассы, которые будут помогать государству отслеживать платежи и вести корректный учет доходов. Теперь в любых магазинах и торговых точках обязательно должна быть онлайн-касса.

Увеличен торговый сбор. В 2018 году новая ставка составляет 1,285.

В нефтяной области в 2019 году будет введен налог на дополнительный доход. Главная задача данного налога – стимуляция разработки и добычи нефти на зрелых месторождениях.

В Госдуме на стадии обсуждения находится законопроект по введению налога для самозанятых граждан. Если он будет принят, изменения коснутся 22 категорий граждан, в том числе сантехников, репетиторов, парикмахеров, фотографов и фрилансеров.

Зачем повышают налоги?

В мае 2018 года президент издал указ, в котором была поставлена цель на ближайшие годы. В нее входит социально-экономическое развитие страны, а также повышение благосостояния граждан. В рамках осуществления этих законов были прописаны пенсионная и налоговая реформы, которые должны способствовать быстрому осуществлению целей. Эксперты подсчитали, что для исполнения указа планируется потратить около восьми триллионов рублей. В данный момент таких денег в казне нет, поэтому и пришлось прибегнуть к такой мере, как повышение налогов, в России. Часть необходимых средств будет получена за счет повышения пенсионного возраста, а оставшаяся – из-за увеличения НДС.

В России на данный момент действует один из самых низких налогов на добавленную стоимость. В Европе стандартом считается 20-23 % от стоимости товара. Самые высокие ставки – в Финляндии и Норвегии, а самые низкие — в Сингапуре и Таиланде.

Как это отразится на кошельке

Ставка НДС является постоянной с января 2014 года. При поднятии налога производители вряд ли станут работать в ущерб себе. С большой долей вероятности они включат сумму НДС в конечную стоимость товара, и вся тяжесть налогового бремени ляжет на плечи потребителей. С одной стороны, повышение налогов способно привнести новые средства в бюджет. С другой, многие сомневаются, будут ли использованы эти деньги во благо населения. Кроме того, покупательная способность россиян находится на пределе. Высокий уровень инфляции и бесконечная череда кризисов привели к тому, что люди весьма экономно расходуют свои средства. После повышения НДС люди начнут еще больше экономить, что в итоге приведет к снижению потребления. Многие отрасли производства окажутся невостребованными и сократятся, в результате свой рост замедлит и экономика. В итоге бюджет страны продолжит сокращаться.

Эксперты банков считают, что повышение НДС, а также подоходного налога в будущем, не принесет ничего хорошего, кроме сиюминутной выгоды. В перспективе экономика России подвергнется отрицательной динамике, а незащищенные слои населения будут не в состоянии купить продукты даже первой необходимости.

За и против

В 2018 году было множество тем для обсуждения: Чемпионат мира по футболу, увеличение НДС, рост цен на бензин, повышение пенсионного возраста. Множество изменений не дают утихнуть спорам до сих пор. Часть специалистов придерживается мнения, что проведенные реформы были необходимы, и без них дальнейшее развитие страны невозможно. Другие утверждают, что привлеченные триллионы рублей никак не изменят уровень жизни россиян, а вот понизить могут. Кто же прав?

Некоторая часть россиян не против повышения налогов. Ведь это в перспективе может обеспечить им безбедную старость и лучшее качество жизни. Проблема заключается в том, что налоговая система в России не является прозрачной, и население не может увидеть, на какие нужды идут бюджетные средства. Тем временем поднялась ставка на НДС; подоходный налог, скорее всего, вырастет в ближайшие пять лет. Налоги на топливные акцизы в течение 2018 года также сильно выросли, что в конечном итоге повлияло на рост цен на бензин. Эксперты опасаются, что до конца года цена за литр перевалит за 50 рублей. Повышение стоимости топлива вкупе с ростом ставки НДС еще больше увеличивает конечную стоимость товаров. Производители будут пытаться компенсировать затраты на логистические перевозки, что приведет к росту цен на конечный продукт.

Вопрос состоит в том, действительно ли полученные средства пойдут на благо населения? Сами россияне относятся к этому вопросу довольно скептически. Опыт последних нескольких лет наглядно показывает, что повышение налогов и введение новых не только не подстегивает экономику и покупательную способность, но и способствует ухудшению сложившейся ситуации. За последние несколько лет в России закрылось более полумиллиона мелких предприятий, что ярко демонстрирует «эффективность» такой программы.

Мнение экспертов

Несмотря на недовольство в народе, сотрудники Госдумы оценивают предстоящие перемены в основном положительно. Андрей Макаров заявляет, что полученные средства необходимы для государственного бюджета и пойдут на развитие здравоохранения, инфраструктуры и социальных сфер. В ответ на вопросы о повышении транспортных акцизов чиновники отмечают, что колебание цен будет несущественным. Что касается НДС и его влияния на промышленность, то, по словам главы Минпромторга, и тут никакого негативного воздействия не будет. Многие эксперты говорят об усилении инфляции, но Андрей Макаров обещает, что это временное явление, и вскоре ситуация стабилизируется. В правительстве ожидают рост числа инвестиций и сокращение безработицы. В целом сотрудники Госдумы ожидают только позитивных изменений, которые повысят благосостояние граждан.

Итоги

Выплата налогов является обязательной для всех развитых стран. Именно за счет бюджетных средств правительство осуществляет медицинское обслуживание населения, образование, строительство новых инфраструктурных объектов. Из федерального бюджета берутся средства для выплат пенсий и пособий для незащищенных слоев населения. Сокращение роста экономики в России привело к необходимости существенных перемен во многих структурах, в том числе и в налоговой. В 2018 году были внесены изменения в ряд налогов: имущественный, земельный, транспортный, курортный. С января 2019 года будет повышена ставка НДС с 18 до 20 %, а в Государственной думе уже ведутся споры о повышении подоходного налога в России. Эксперты расходятся в своих мнениях о том, будут ли эти изменения позитивными. Насколько устойчивыми окажутся малые предприятия, и не захотят ли многие налогоплательщики «уйти в подполье» из-за непосильного груза, покажет время. Пока россиянам стоит ожидать только роста цен на товары, начиная с января 2019 года. При этом изменения не коснутся жизненно важных категорий: медицинских препаратов, товаров для детей и некоторых продуктов.

С 1 января запланировано вступление в силу масштабных изменений налогового законодательства. Часть федеральных законов, предусматривающих указанные изменения, уже опубликована и вступила в силу. Рассмотрим некоторые из положений, вступающих в действие в 2020 году.

Информирование о задолженности посредством СМС

Налоговые органы с 1 апреля 2020 года смогут информировать налогоплательщиков о наличии у них недоимки посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение взыскания небольшой суммы задолженности

Статья 46 НК РФ дополнена новым правилом для взыскания небольшой суммы задолженности, а именно: если общая сумма долга, пеней, штрафов за 3 года не превысит 3 тыс. рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев с момента истечения трехлетнего срока, в остальных случаях сохраняет действие общее правило. Указанные положения вступают в силу с 01 апреля 2020 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение зачета налога

С 1 октября 2020 года предусматривается возможность осуществлять зачет вне зависимости от вида налогов и сборов, поскольку с указанной даты утратит силу норма, предусматривающая, что зачесть между собой можно налоги только одного вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Публикация сведений об обеспечительных мерах

С 1 апреля 2020 года на официальном сайте ФНС России будут размещать сведения о принятых налоговыми органами обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Указанная мера направлена на пресечение возможных неправомерных действий с имуществом, в том числе его отчуждения (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новые обязанности организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для указанных налогоплательщиков вводится дополнительная обязанность по направлению в налоговый орган сообщения о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Другими словами, налогоплательщики будут обязаны сами напоминать налоговым органам о необходимости начисления налога (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по НДФЛ

Сокращение срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: с 01 января 2020 года новый срок сдачи указанных форм — до 1 марта (в настоящее время срок сдачи — до 1 апреля, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Сокращение численности для обязательной сдачи отчетов в электронном виде: с 01 января 2020 года подавать электронные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ должны будут работодатели, которые выплатили доходы 10 или более физическим лицам, в настоящее время электронная отчетность обязательна только для тех налоговых агентов, которые выплатили доходы 25 и более лицам.

Отмена декларации 4-НДФЛ: с 01 января 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ, авансовые платежи по НДФЛ они будут рассчитывать самостоятельно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок уплаты НДФЛ, начисленного при проверке: если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то организации обязаны будут за счет собственных средств перечислить в бюджет НДФЛ, который им начислили при проверке (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). При этом, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств НДФЛ не будет признаваться доходом физического лица. Данное положение вступит в силу с 01 января 2020 года.

Упрощение отчетности для организаций с обособленными подразделениями: если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то она сможет выбрать одно подразделение, которое будет платить НДФЛ и отчитываться за все подразделения в этом муниципальном образовании. Для реализации данного механизма организация должна не позднее 01 января представить уведомление в налоговый орган и указать, какое подразделение будет отчитываться (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по земельному налогу

Отмена подачи деклараций: с 2020 года организации освобождаются от подачи деклараций, налоговый орган будет присылать сообщение об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новый порядок получения льготы: с 2020 года организация сможет получить льготу по земельному налогу, если представит в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ и приложит к нему документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по транспортному налогу

Отмена подачи деклараций: по аналогии с земельным налогом организации также освобождаются от подачи деклараций, вместо чего налоговый орган сам будет присылать сообщения об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок для получения льготы: с 2020 года для получения льготы по транспортному налогу организации необходимо подать заявление в налоговый орган (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@) и приложить документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новые объекты налогообложения: с 2020 года установлена обязанность оплаты транспортного налога в отношении моторных лодок с двигателем мощностью до 5 л. с. включительно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по налогу на имущество

Введена централизованная подача деклараций: с 01 января 2020 года организации, имеющие несколько объектов недвижимости, расположенных на территории разных налоговых органов, смогут подавать единую декларацию по всем объектам недвижимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), по действующим правилам представлять декларацию необходимо было в каждую налоговую по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Отмена авансовых расчетов: с 2020 года организации не будут подавать авансовые расчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение порядка расчета авансовых платежей: при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, авансовые платежи по налогу на имущество будут определяться исходя из новой кадастровой стоимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения ПСН

С 2020 года можно будет получить патент на любое количество дней в течение календарного года, при этом, действие купленного патента не может продлеваться на следующий календарный год.

С 1 января 2020 года патентную систему невозможно будет применять при продаже некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке. К ним относятся лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. При этом, даже одна единственная продажа такого товара приведет к автоматической утрате права применять ПСН.

Расширяются полномочия местных органов законодательной власти в части права ограничивать применение ПСН в зависимости от объектов торговли, используемой площади, работающих транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Конец фарисейству. Примерно так можно обозвать то, что сейчас происходит. Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 — 2022 годы. И в нем предложил переименовать разношерстные сборы в налоги. То есть назвать наконец вещи своими именами. Но только бизнесу и всем нам от этого не легче.

НАГРУЗКА БУДЕТ РАСТИ

«Основные направления» — документ стратегический. В нем чиновники описывают, что в идеале должно происходить в налоговой и тарифной сфере, чтобы бюджет чувствовал себя хорошо. Документ находится в Госдуме. Его сейчас изучают депутаты. Эксперты и бизнес-сообщества это уже сделали. И пришли к печальному выводу.

— Целый ряд предложений указывает на рост фискальной (читай — налоговой. — Ред.) нагрузки на экономику. Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, перевести больше имущества на кадастровую стоимость, а также ввести новый туристический сбор, — сетуют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно растет. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Все это время власти по-фарисейски объясняли, что мы не налоги повышаем, а сборы. Это, мол, совсем другое. А теперь выяснилось, что между ними можно поставить знак равенства.

— Половина этих поборов появилась сугубо с фискальной целью (чтобы повысить доходы бюджета. — Ред.), — говорит Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право». — К примеру, экологический и утилизационный сбор идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не идут на целевые расходы.

Другими словами, сбор на капремонт — это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, не важно, под каким соусом эта экспроприация происходит.

262 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖА И 60 КВАЗИ-НАЛОГОВ

Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.

Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.

— Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском — 61, в Водном — 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки, — считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.

НОВЫЕ НАЛОГИ

Первыми статус налогов должны получить три вида сборов.

— Утилизационный. Его платят производители автомобилей.

— На доходы операторов связи. Они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры.

— Туристический. Его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.

Бизнес-сообществам эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора — административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.

— В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. В-третьих, если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно, — говорит Аркадий Брызгалин. — Больше всего бизнес боится, что теперь бывшие сборы и новые налоги будут контролироваться налоговиками. А с ними не забалуешь.

В Счетной палате считают, что правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, что действительно нужны, а остальные отменить.

— Это очень важная тема, так как налоговое бремя на бизнес — бич нашего инвестиционного климата, — считает бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная, системная, детальная, тщательная работа.

КСТАТИ

О том, что сейчас происходит с российской экономикой, кто там сейчас дергает за ниточки, зарабатывая на нас миллиарды и каких новых налогов и платежей ждать от родного правительства, в своих авторских подкастах на Радио «Комсомольская правда» рассказывают народные экономисты Михаил Делягин и Никита Кричевский.

Если вы пользуетесь Apple Podcasts, на Михаила Делягина вы можете подписаться , а на Никиту Кричевского .

Если вам больше нравится Google Podcasts, то для подписки на Никиту Кричевского нажмите , а для подписки на Делягина — и слушайте, когда удобно!

Путин поручил правительству задуматься о мотивации классных руководителей в школах

Доплата за классное руководство в большинстве российских регионов для учителей не осуществляется ()

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *