Правовой режим земель водного фонда

Содержание

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (499) 288-16-93
(Москва)

+7 (812) 490-76-51
(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности. Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира. Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны. Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории. Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Замечание 1

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Водные объекты и их классификация

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Замечание 2

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Замечание 3

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.

Замечание 4

Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  • водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  • земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
  • зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  • территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п. Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  • цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  • экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  • правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Замечание 5

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 18-КГ16-190 Требование: О признании незаконным бездействия органов власти и местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязании демонтировать бетонные остатки мостового сооружения. Обстоятельства: По мнению прокурора, нахождение в акватории реки указанных остатков не обеспечивает прохождение паводков, создает угрозу их обрушения, перекрытия русла реки и затопления домовладений. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей, так как суд не установил принадлежность мостового сооружения какому-либо лицу на законном основании, наличие волеизъявления собственника водного объекта, находящегося в федеральной собственности, на проведение демонтажа, который предполагает изменение дна и берегов реки.

В силу пункта 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 77-АД17-6 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению. Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее — донный грунт), — это грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды; под использованием водных объектов (водопользованием) следует понимать использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 77-АД17-3 Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее — донный грунт), — это грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды, под использованием водных объектов (водопользованием) следует понимать использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 77-АД17-4 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Решение: Требование удовлетворено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее — донный грунт), — это грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды; под использованием водных объектов (водопользованием) следует понимать использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 82-АПГ17-2 Об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 08.12.2016, которым были признаны частично недействующими приложение N 2 к Правилам землепользования и застройки города Кургана, утв. решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318, пункт 4 статьи 34 части III Правил землепользования и застройки города Кургана, утв. решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее — ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 304-АД16-19874 по делу N А75-99/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив факт использования обществом водного объекта, в том числе посредством размещения территории охранной зоны, в которой вводятся ограничения на ведение хозяйственной деятельности, руководствуясь положениями статей 1, 11 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992, Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 30.12.1993, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ16-30 Об оставлении без изменения решения Омского областного суда от 02.09.2016, которым отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании строки 61 приложения к приказу министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 05.06.2015 N 31 «Об определении береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, на территории Омской области».

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (пункты 4 и 5 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2016 N 310-КГ16-4417 по делу N А54-100/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как земли, расположенные под поверхностными водами прудов, относились к землям водного фонда, и их приватизация в силу закона не была возможна.

Суд округа руководствовался статьями 36, 102 ЗК РФ, статьями 1, 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ), статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ) и исходил из следующего: поскольку используемые предпринимателем пруды расположены на земельном участке, являющемся собственностью Российской Федерации, данные пруды также являются собственностью Российской Федерации; земли, расположенные под поверхностными водами названных прудов, относятся к землям водного фонда и их приватизация в силу пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ невозможна; земельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими предпринимателю на праве собственности, не сформированы и не поставлены на кадастровый учет; отказ в предоставлении предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка вынесен компетентным органом при наличии к тому законных оснований, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем основания для его признания незаконным отсутствуют.

Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N 308-ЭС16-6790 по делу N А32-43909/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании сделки недействительной. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что спорный водный объект в силу закона отнесен к федеральной собственности.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 166, 167, 168, 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 1, пунктом 3 части 2 статьи 5, части 1 статьи 6, статьей 8 Водного кодекса, суд признал заключенный между ответчиками договор аренды от 03.12.2012 N 2 недействительной (ничтожной) сделкой.

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 301-КГ16-4311 по делу N А38-4073/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, иск удовлетворен, так как спорный участок образованию не подлежит, поскольку полностью покрыт поверхностными водами водных объектов, относящихся к федеральной собственности, подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

Суды, руководствуясь статьями 1, 5, 8, 31 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 60, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пришли к выводу о том, что спорный земельный участок образованию не подлежит, поскольку полностью покрыт поверхностными водами водных объектов, относящихся к федеральной собственности, который подлежит снятию с государственного кадастрового учета с кадастровым номером 12:15:7601001:248 на основании судебного акта.

Водохозяйственный участок

Водохозя́йственный уча́сток (ВХУ) – часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Водохозяйственные участки представляют собой минимальные части речных бассейнов, используемые при составлении водохозяйственных балансов и достаточные для определения лимитов забора воды, лимитов сбросов сточных вод, других параметров использования водных объектов или их частей, расположенных в пределах конкретных водохозяйственных участков. Делению на водохозяйственные участки подлежат все гидрографические единицы (речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна) на территории России.

Выделение водохозяйственных участков осуществляется путём установления граничных расчётных створов на водотоках делимой гидрографической единицы и определения границ водосборной территории, весь сток с которой поступает к участкам водотоков между расчётными створами, и выделением бессточных областей, весь сток с которых поступает в один поверхностный водный объект. При выделении на водосборной площади гидрографической единицы водохозяйственных участков учитываются площадь водосборной территории, количество и плотность проживающего в её пределах населения, а также параметры использования водных объектов.

Каждому водохозяйственному участку присваивается уникальный числовой код, записывающийся в формате XX.XX.XX.XXX, где первая группа цифр – код бассейнового округа, вторая – код речного бассейна, третья – код подбассейна и четвёртая – номер водохозяйственного участка.

Деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки называется водохозяйственным районированием и регламентируется Методиками водохозяйственного районирования территории Российской Федерации.

Особенности охраны земель водного фонда

Охрана водных объектов — это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод; регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Другим принципиальным направлением охраны водных объектов является придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты) либо статуса зоны экологического бедствия.

Особое место занимает охрана озера Байкал — природного объекта Всемирного наследия. Кроме того, отдельные водные объекты могут попадать под действие международных договоров, участником которых является Россия. Например, в 1971 г. была подписана Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообиталищ водоплавающих птиц. В ее поле зрения попадают районы болот, торфяных угодий и водоемов (с разными характеристиками режима воды и степени ее солености).

Земли водного фонда – это особая категория территорий, подпадающая под защиту и регулирование со стороны уполномоченных органов. Природоохранные меры по рациональному использованию поручены Министерству природных ресурсов и экологии РФ, а также подконтрольным ему ведомствам. В особую категорию выделен правовой режим земель водного фонда, основанный на праве владения, распоряжения, пользования и аренды наделов.

Понятие и виды земель водного фонда

Структурные элементы земель водного фонда отражены в Водном кодексе РФ. В статьях указывается, что земли водного фонда включают в себя водные объекты, охраняемые водные ресурсы, водозаборные зоны, береговые полосы, гидросооружения и иные объекты указанной категории.

Согласно ВК РФ, земли водного фонда относятся к числу возобновляемого, но ограниченного и оттого особо уязвимого природного ресурса. Неслучайно законодательство регулирует использование земель для хозяйственных и оздоровительных нужд.

Состав земель водного фонда

  • заполненные водой территории (естественного происхождения);
  • прилегающие к водным объектам земли – используются в качестве обслуживания физических и юридических лиц (хранилища воды, гидроэлектростанции, коллекторы, дамбы и др.).

Несмотря на, казалось бы, общность видов, их назначение имеет ряд отличий. Земли водного фонда для обслуживания населения используются сугубо в хозяйственных целях. Результат использования земель выливается в жизнеобеспечение территорий, имеющих общие границы с объектом водного берега.

Прилегающие к водной части земли обеспечивают работу:

  • питьевого назначения;
  • оздоровительных нужд;
  • промышленности водной эксплуатации;
  • сельскохозяйственных объектов;
  • служб защиты и охраны природной среды;
  • промышленных сооружений;
  • энергетических компаний;
  • рыболовных и заготовительных комплексов.

Земли водного фонда нуждаются в рациональном использовании и экологической безопасности. Объекты подпадают под защиту природоохранных служб и охраняются путем составления законодательных актов.

Понятие водного объекта. Поверхностные водные объекты. Определение береговой линии

Объектом водной среды признается естественная или искусственная территория, которая имеет отношение к водному режиму в связи с установленными свойствами и особенностями.

Составные элементы водных объектов:

  • поверхностные водные территории;
  • воды, находящиеся под землей.

Поверхностные воды.

Отличительной особенностью является наличие береговой линии, а также природного или искусственного происхождения:

  • территории морей;
  • реки и прочие течения воды;
  • хранилища воды и водоемы;
  • болотистые местности;
  • части подземных вод;
  • ледниковые и снеговые отложения естественного типа.

Поверхностные воды включают в себя водную и наземную территорию в зоне расположения линии берега. Указанная местность составляет единую экосистему с естественным или искусственным водоемом.

Подземные воды.

  • бассейновые расположения;
  • воды горных массивов, проистекающие в расщелинах и почве.

Береговая линия представляет собой естественную полосу песчаной или каменистой суши. Территория относится к зоне водного объекта, чаще всего обрамляя водную артерию. Береговая полоса может использоваться физическими и юридическими лицами для хозяйственной или оздоровительной деятельности, не противоречащей законам.

Правовой режим земель водного фонда: изъятие, перевод земель водного фонда

Согласно ЗК РФ, правовой режим земель водного фонда заключается в соблюдении правовых норм, отведенных для регулирования земельных правоотношений между хозяйствующими лицами.

Земли водного фонда переводятся из одной категории в другую в следующих случаях:

  • формирование территории с особо охраняемой зоной;
  • расширение черты оседлости города или поселка;
  • перенос объектов муниципального или федерального уровня;
  • официальный вердикт экологической экспертизы о невозможности продолжения использования водного объекта в связи с территориальными изменениями.

По другому положению устанавливается запрет на перевод земель по следующим параметрам:

  • изъятие земельного участка из оборота;
  • наложение ограничения на оборот;
  • запрет переводить участок в другие группы земель;
  • перемещение в резерв на нужды муниципалитета или федерального уровня.

Согласно ст. 27 ЗК РФ, наложение ограничения на перевод земель основывается на федеральном распоряжении. Это может произойти:

  • если земля относится к местному или федеральному уровню (отображается в кадастре);
  • в случае передачи территории в распоряжение гидротехнических станций и прочих хозяйственных объектов по обслуживанию населения;
  • если входящие в состав водные объекты подпадают под санитарные нормы.

Таким образом, перевод земель водного фонда в другую категорию должен быть согласован на федеральном и муниципальном уровне.

Право собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер

Земли с водными объектами могут составлять предмет собственности. Они выполняют функции хозяйственного объекта. Когда заключаются гражданские сделки, предметом выступают не только земли, но и входящие в их состав пруды, карьеры и прочие водные зоны искусственного значения.

В отличие от водоемов общего пользования, замкнутые водные пространства входят в собственность физических и юридических лиц. Например, пруд отчуждается вместе с землей, тогда как река не может быть объектом купли-продажи вследствие принадлежности к государственной собственности. Об этом сказано в ст.35 ВК РФ.

Главными требованиями признания водоема замкнутым объектом являются:

  • незначительные размеры;
  • отсутствие протока к другим водоемам;
  • замкнутая береговая линия.

Под указанные параметры подпадают пруд или обводненный карьер – искусственные водоемы, созданные с целью хозяйственной или иной деятельности. Распоряжаться землями, границы которых включают в себя замкнутые водоемы, могут лишь собственники. Согласно ГК РФ, указанные земли могут быть объектами купли-продажи, дарения и наследства.

Отсутствие права собственности на землю разрешает лишь пользоваться водным объектом по праву сервитута.

Охрана земель водного фонда

Охранные мероприятия – это один из способов обеспечения рационального и щадящего использования недр земли. Неслучайно, что ВК РФ отводит целую главу, где прописаны особенности охраны земель водного фонда. Например, в первую очередь, речь идет о комплексе эффективных мер по защите водных ресурсов. Мероприятия направлены на снижение истощения природных недр. Помимо этого, государство осуществляет правовой контроль за оборотом, изъятием и пользованием землями, относящимися к водному фонду Российской Федерации.

Законодатель определяет следующие зоны для охраны:

  • береговая линия;
  • природоохранные территории;
  • граница берега.

Субъектами охраны земель водного фонда выступают Министерство природных ресурсов и экологии РФ с подчиненными федеральными агентствами. Охрана также поручена собственникам земельных участков, включая муниципалитеты, юридические и физические лица. Обнаружив нарушения, они должны ограничить эксплуатацию водного ресурса и прилегающих земель.

> Правовой режим земель водного фонда

Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ).

Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель.

В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (границы водного объекта) и, в свою очередь, подразделяются:

  • – на моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • – водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • – водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • – болота;
  • – природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • – ледники, снежники.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

  • – моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня – по линии максимального отлива;
  • – реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они нс покрыты льдом;
  • – пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
  • – болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты – это:

  • – бассейны подземных вод;
  • – водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Береговая полоса (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта) – предназначается для общего безвозмездного пользования. Ширина береговой полосы – 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, – для них береговая полоса составляет 5 м.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами.

Согласно ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденными в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от 14.12.2006 № 769), а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Следует отмстить, что ВК РФ регулирует водные отношения только в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Приведенные выше отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения и засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Земли водного фонда представляют собой территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей; для охраны природы (источников водоснабжения) и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствии с законодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного фонда, определяется земельным законодательством и водным законодательством.

Правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, па которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.

Правовой режим земель водного фонда имеет особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является «обслуживание» использования водных объектов.

Необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений и т.п.

Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении «главная вещь – принадлежность», принадлежность следует судьбе главной вещи.

В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативными правовыми актами. Среди них можно выделить: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон «О животном мире»; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Анализируя этот конгломерат нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов:

  • 1) целевым назначением водоемов. В частности, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
  • 2) экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то законодательством о зонах экологических бедствий могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);
  • 3) правовым статусом субъектов землепользования. К примеру, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема.

Например, при использовании водоема для нужд энергетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящихся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема преимущественно для рыбохозяйственной деятельности права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства; предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает обязанности предотвратить попадание воды в мелиоративные системы из источников водозабора и создавать благоприятный режим почвенной влаги.

Необходимо отметить, что специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель. Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование.

В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ. Однако реки по общему правилу представляют собой и физико- географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водных объектов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключение составляет пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Эти водные объекты в данном случае находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 ВК РФ).

Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты.

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это территории, на которых имеются разнообразные водные объекты, охранные утверждённые зоны, отводные полосы, водоразборные участки, которые охраняют сооружения гидротехники, и прочие структуры, представляющие собой водное хозяйство. Говоря простыми словами, земля водного фонда являет собой территорию, в границах которой расположена река, море, озеро, пруд, водохранилище, здание или сооружение, имеющее отношение к таким объектам, а также другие технические водные объекты.

Действующий ныне Водный кодекс Российской Федерации фиксирует в себе, что водный ресурс, является природным и неотъемлемо возобновляемым по своему происхождению, но признаётся ограниченным, уязвимым и требующим охраны. По данной причине за такими землями и объектами государство ведёт особый контроль,

разделяя водный фонд на режимы, хозяйства, ресурсы, объекты и акватории. Сам водный фонд состоит из отдельных объектов, находящихся в Российской Федерации. В него включён каждый из видов. Соответственно, получить такие объекты в частную собственность или даже аренду не всегда представляется возможным, но это всё же вполне реально и для этого есть несколько вариантов.

Категории и объекты

Официально к землям водного фонда относятся земли, которые имеют в своих чертах определённый объект или несколько таковых. Кроме того, они разделяются на две большие категории:

  • Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем. Как правило, здесь располагаются какие-либо технические объекты, осуществляющие работу водозабора, исследований воды, научной или культурной деятельности, имеют эстетическое или рекреационное значение;
  • Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам. В соответствии с Водным кодексом, юридические лица вести здесь коммерческую деятельность не имеют права.

Говоря об акватории, находящиеся вблизи любых водоёмов, включая природные и искусственные, объектом водной территории признаётся любой водоём, обладающий соответствующими признаками. В свою очередь водный ресурс, внешний или внутренний может быть использован, используется или находится под государственной охраной (как пример – подземный ключ питьевой воды). Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 938-44-79 Москва, Московская область +7 (812) 467-48-75 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-83-96 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Водное хозяйство – вся деятельность, имеющая какое-либо отношение к эксплуатации, изучению, охране водного объекта с его ресурсами, а также деятельность по ликвидации возникшей водной катастрофы. Режим – так принято называть изменяемые уровни воды в водоёмах по всей территории страны.

Что нужно знать о водных объектах?

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

  • Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
  • Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
  • Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
  • Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).

Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.

Принципы перевода и вывода из фонда

Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе. Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает возможность принудительного отчуждения такого имущества для нужд государства, например, когда отдельные земли, находясь в разной собственности, не могут существовать порознь.

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства. Разумеется, для владельца, у которого изымается его недвижимость, предусмотрена финансовая компенсация. Перед этим собственника обязательно уведомляют о подобном решении заранее и официально, как того требует тот же Федеральный закон.

Нормы перехода из категорий

Стоит учесть и прочие особенности правового режима земель водного фонда. Так, например, перевести в иную категорию можно и те земли, которые ныне имеют статус общепринятого водного фонда. Это более чем возможно, если территория утратила статус, в соответствии с действующими сегодня нормативно-правовыми актами.

Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет право местным органам самоуправления и федеральным органам власти строить и создавать искусственные водоёмы и водохранилища, не изымая землю у её владельцев. Делают они это, реквизируя её во временное использование до окончания всех необходимых работ. Однако российское законодательство не устанавливает чётких сроков временной реквизиции территорий, ставя временные рамки от двух до двадцати лет. Эти сроки зависят непосредственно от того, кто выступает владельцем недвижимости, каково назначение планируемого водного объекта и насколько масштабны работы.

Важно учитывать, что невозможно иметь право собственности на водный объект, не имея при этом собственнических прав на территорию, на которой он расположен. Если изымается земля, автоматически изымается и водный объект. Что же касается охраны таких объектов, она регламентирована водным законодательством полностью, включая также нормы Земельного кодекса и некоторых другие нормативно-правовые акты местного и федерального значения.

Суть и назначение территорий

В Водном кодексе Российской Федерации можно заметить некоторую специфику, касающуюся самих водных объектов и земель данного фонда, а также их использования, охраны и владения. Как уже говорилось, земной водный фонд может принадлежать муниципальным органам, физическим и юридическим лицам. При этом зачастую таким объектам требуется обеспечение охраны, особенно если речь идёт об источниках, которые отнесены к категории водоснабжения питьевых и хозяйственных нужд. Здесь вводится особый правовой режим пользования.

Охраняемой водной зоной признают территории, которые примыкают к водным акваториям, на которых введены специальные и охранные режимы использования ресурса с выполнением прочей хозяйственной деятельности, как гласит 111 статья Водного кодекса. Такой статус присваивается для того, чтобы поддерживать объект в должном состоянии и положении, соответствии со всеми требованиями экологии, обеспечения сохранности природной среды с ее флорой и фауной.

Для охранных объектов устанавливаются береговые защитные линии с введением запретов на раздел земли, вырубку лесного фонда, корчевание грунтов, установку ферм и лагерей.

Направление деятельности охраны участков

Охранная деятельность содержит в себе особые мероприятия с направленностью на регулирование, восстановление и сохранение охранного объекта. Отношения, связанные с регулированием земли водного фонда состоят из зафиксированных прав и обязательств, наложенных на каждого участника.

Основные направления деятельности охраны:

  • Соблюдение регламентированных требований к эксплуатации в соответствии с целью и категорией;
  • Введение санкций нарушителям норм земельного и водного действующего законодательства;
  • Осуществление действий, направленных на работу по восстановлению водного ресурса и прилегающей к нему земли.

Главной задачей всех без исключения охранных и особых режимов служит контроль загрязнения воды, земли и лесного фонда, разработка и поддержание правил по строительству, использованию и сносу построек, поддержание санитарных зон возле водных источников, учитывая принятые показатели.

Надзором за соблюдением каждого законодательного акта и охранного регламента занимается уполномоченный в регионе орган, а именно должностное официальное лицо – государственный назначенный приказом инспектор. Ответственность за нарушения придётся нести в соответствии с Федеральными законами, Водным, Земельным, Гражданским и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Что разрешено и что запрещено?

В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:

  • Использовать стоки для водного снабжения почвы;
  • Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
  • Осуществлять авиационно-химические опыления;
  • Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
  • Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
  • Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
  • Хранить и использовать полезные ископаемые;
  • Незаконно добывать полезные ископаемые;
  • Организовывать свалки;
  • Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.

В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:

  • Центральной канализацией;
  • Системой водоотвода;
  • Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.

Вопросы собственности

Право собственности на земли водного фонда может по факту принадлежать и предоставляться субъектам, существующим в Российской Федерации, действующим муниципальным образованиям, частникам для личного бытового потребления и юридическим лицам для законной коммерческой деятельности при условии наличия государственной актуальной лицензии. На объекты определяемого водного фонда распространена федеральная собственность, поэтому муниципалитеты и частные лица вправе получить во владение только обособленный водный объект. В свою очередь, субъекты Российской Федерации получают права на ресурсы, находящиеся в ведомстве субъекта при условии, что к федеральной собственности они не относятся.

Оформить в частное владение можно объект, если он:

  • Обособлен и территориально замкнут;
  • Имеет небольшую площадь;
  • Не имеет протоков;
  • Не связан с иными водными объектами.

Во владении государства находятся объекты, которые:

  • Находятся на участке двух и больше субъектов Российской Федерации;
  • Отвечают за нужды федерального значения и обороны;
  • Являются охраняемой средой обитания редкого вида рыб;
  • Относятся к пограничным водам, внутренним и территориальным морям;
  • Признаны курортной зоной, особенно охраняемые участки, лечебно-оздоровительная земля федерального значения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *