Регистрация права собственности

Содержание

Сроки получения

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Государственная регистрация прав на недвижимость: что изменилось?

Правила государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за последнее время претерпели немало поправок. Не все из них характеризуются последовательностью, как например, изменения в регулировании государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обязательная государственная регистрация таких договоров была отменена с 1 марта 2013 года. Однако уже с 4 марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вернул правило об обязательной регистрации в Росреестре договоров аренды недвижимости, заключенных на срок не менее одного года. Таким образом, сведения о договорах аренды недвижимости, вне зависимости от срока их действия, заключенные 2 и 3 марта 2013 года, не подлежали занесению в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несмотря на то, что эти два дня приходились на выходные дни, эксперты предрекают многочисленные случаи датирования договоров аренды недвижимости именно этими днями, в том числе и «задним числом».

23 июля текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Этот закон вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), а также Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Рассмотрим основные нововведения в сфере регистрации прав на недвижимость и сделок с нею. Их можно подразделить на несколько групп.

1. Нововведения, направленные на предотвращение мошенничества. Глава IV Закона была дополнена ст. 28.1, которая закрепила две новые возможности для правообладателей, позволяющие снизить риск возможных незаконных действий в отношении недвижимого имущества.

Первой из них является возможность предшествующего собственника объекта недвижимости подать заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на этот объект недвижимости, то есть права действующего собственника. Напомним, что предшествующие собственники получили такую возможность еще с 1 марта 2013 года в результате вступления в силу поправок в ГК РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), но сейчас это правило было конкретизировано и дополнено. Подача заявления о возражении на зарегистрированное право не будет являться препятствием в распоряжении недвижимостью для действующего собственника, а также для приостановления или отказа в государственной регистрации прав на нее. Однако запись о таком возражении заносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), что позволит заинтересованным лицам узнать о существующих притязаниях на недвижимость, к примеру, при принятии решения о ее покупке.

В течение трех месяцев со дня внесения такой записи в ЕГРП зарегистрированное право должно быть оспорено прежним собственником в суде, о чем регистрирующий орган извещается путем направления ему копии судебного определения о принятии заявления к рассмотрению. В противном случае запись о возражении будет исключена из реестра, и повторно обратиться за ее внесением будет уже нельзя. Прежний собственник также вправе требовать внесения в ЕГРП отметки о наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости.

На наш взгляд, эта мера действительно способна в какой-то степени противодействовать мошенничеству в сфере недвижимости и защитить права бывших собственников в случае незаконного перехода права собственности. Так, если гражданин узнал о том, что его квартира продана незаконно, он будет заинтересован в предотвращении ее последующей продажи действующим собственником — ведь в этом случае следующий собственник уже окажется добросовестным приобретателем. Однако некоторые эксперты опасаются, что нововведение позволит недобросовестным бывшим собственникам подавать немотивированные заявления о возражении на зарегистрированное право собственности.

Возможность оспаривания права предоставлена предшествующему собственнику и тогда, когда объект недвижимости уже прекратил свое существование, но в результате этого из него образовались новые объекты недвижимости, на которые и было зарегистрировано оспариваемое право. Вместе с тем, не совсем ясно, смогут ли воспользоваться этой возможностью и иные заинтересованные лица — например, наследник, если завещание в его пользу было обнаружено уже после регистрации прав законных наследников на недвижимость.

Второй пресекающей мошенничество возможностью стало право собственника объекта недвижимости подать в регистрирующий орган заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без личного участия собственника, то есть его представителем (за исключением законного представителя), а также другой стороной сделки с недвижимостью. Об этом заносится соответствующая запись в ЕГРП, аннулировать которую можно только по заявлению самого собственника, решению суда, а также по решению регистратора после перехода права собственности. При этом подобная запись не препятствует регистрации права иным, кроме собственника и его законного представителя лицом, если основанием для государственной регистрации является решение суда или требование судебного пристава.

Есть и другие нововведения, нацеленные на профилактику мошенничества с недвижимостью. К примеру, по запросу нотариуса Росреестр, помимо прочих сведений, будет обязан предоставить информацию о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Также уточнены возможности прокуратуры получать в ходе надзора за соблюдением законодательства сведения из ЕГРП закрытого характера (ч. 3 ст. 7 Закона в нов. ред.). Кстати, круг сведений, вносимых в ЕГРП, был расширен — к примеру, если сейчас вносятся сведения о сделках об отчуждении объектов недвижимости, то с вступлением поправок в силу будут указываются сведения и о существенных и иных условиях таких сделок (ч. 6 ст. 12 Закона в нов. ред).

2. Нововведения, направленные на сокращение и (или) уточнение сроков рассмотрения обращений.

Рассмотрим поправки к Закону, которые сократили или просто конкретизировали некоторые сроки выполнения должностными лицами Росреестра своих обязанностей.

Таблица 1. Изменения в сроках реализации отдельных процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Процедура

Старый срок

Новый срок

Государственная регистрация возникшего до ведения в действие Закона права на недвижимое имущество, перехода права, обременения или сделки в отношении такого недвижимого имущества

Не позднее, чем один месяц со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона)

Не позднее, чем 18 дней со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона в нов. ред.)

Общий срок государственной регистрации прав

В течение 20 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Закона)

В течение 18 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Закона в нов. ред.)

Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав

Заявитель должен быть уведомлен о приостановлении регистрации прав и основаниях такого уведомления в срок не более чем через пять рабочих дней со дня такого приостановления (ч. 4 ст. 19 Закона)

Уведомление о приостановлении регистрации прав должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днем такого приостановления (ч. 5 ст. 19 Закона в нов. ред.)

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства

Не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона)

В течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона в нов. ред.)

Кроме того, были конкретизированы и некоторые полномочия регистрационного органа — к примеру, теперь проверка правоустанавливающих документов будет проводиться не на предмет их юридической силы, как сейчас (абз. 11 ч. 1 ст. 17 Закона), а с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав. Действующая редакция давала повод для оценки регистратором законности даже такого документа, как судебное решение. На недопустимость этого был вынужден указать Президиум ВАС РФ, признав незаконным отказ в государственной регистрации права на основании утвержденного третейским судом мирового соглашения сторон и выданного в соответствии с ним исполнительного листа арбитражного суда (постановление Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 3004/11). То же касается и оценки утвержденного судом мирового соглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 5263/11).

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (ч. 1 ст. 21 Закона в нов. ред.).
Примерная форма заявления об исправлении технической ошибки

Примерная форма искового заявления о признании права собственности на объект недвижимого имущества и аннулировании записи государственной регистрации

Уточнены и основания для отказа в исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав. Сейчас принятие решения об исправлении ошибки, описки или опечатки полностью зависит от субъективного усмотрения регистратора, который должен оценить, может ли такое исправление причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи (ч. 1 ст. 21 Закона). Поправки же конкретизировали основания для внесения исправлений технических ошибок — исправление допускается только в том случае, если это не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества. Кроме того, было дано понятие и самой технической ошибке, что может способствовать уменьшению судебных тяжб по поводу того, что имело место в том или ином деле — техническая ошибка или спор о праве (см., например, постановление ФАС МО от 30 января 2012 г. № Ф05-14162/11 по делу № А41-16394/2011).

3. Нововведения, расширяющие использование электронных форм взаимодействия. Одно из самых главных нововведений заключается в возможности направить заявление на государственную регистрацию прав и необходимый комплект документов в электронном виде, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе и через Единый портал госуслуг (дополнения вносятся в ст. 16 Закона).

В настоящее время подать заявление на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра путем заполнения онлайн-формы

Подача заявления будет осуществляться путем заполнения и подписания электронной подписью специальной формы, размещенной как на официальном сайте Росреестра, так и на Едином портале госуслуг.

То же касается направления документов на регистрацию сделки с недвижимым имуществом и иных документов и заявлений (к примеру, заявления об исправлении технической ошибки в ЕГРП, согласно новой редакции ч. 1 ст. 21 Закона, или запроса о предоставлении сведений из ЕГРП (ч. 1 ст. 7 Закона). При этом дистанционно можно будет не только подать документы, но и зарегистрировать сделку с недвижимостью. Новая редакция ст. 14 Закона предусматривает, что в этом случае специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Закрепление юридически значимого документооборота проявляет себя и в том, что Росреестр теперь обязан не только принимать документы в электронной форме, но и в некоторых случаях по своей инициативе направлять их. К примеру, это коснется уведомления правообладателя о государственной регистрации обременения права собственности и иных вещных прав на объект недвижимости правами третьих ли, если такое обременение регистрируется не правообладателем (ч. 2 ст. 13 Закона в нов. ред.).

Помимо прочего, после уплаты госпошлины заявитель освобождается от обязанности подавать в регистрационный орган документ, подтверждающий оплату госпошлины, однако может представить его по своей инициативе (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Правда, это правило действует лишь в том случае, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что с 1 января 2013 года банки, Почта России и иные операторы, через которых производится перечисление оплаты за госуслуги, обязаны незамедлительно направлять информацию о такой оплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. При этом органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт уплаты госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Если же отсутствует как документ об оплате пошлины, так и соответствующая информация в Государственной информационной системе, то заявление не принимается к рассмотрению. Поскольку обычный гражданин не может быть признан участником Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, и следовательно, не имеет возможности проверить наличие в ней необходимой информации, мы рекомендуем заявителям все-таки представлять документ об оплате госпошлины либо его копию на случай сбоя в работе информационной системы или халатности должностного лица, ответственного за информационный обмен.

Сейчас правила уведомления о ходе государственной регистрации прав на недвижимость в некоторых случаях содержат обязанность регистратора направить информацию о том или ином событии на адрес электронной почты заявителя, если он указан в заявлении или требовании судебного пристава-исполнителя (например, ч. 5 ст. 19, ч. 6 ст. 20 Закона). Поправками же предусмотрено, что порядок и способы направления уведомления в электронной форме должны быть установлены Минэкономразвития России. Это может сделать невозможным обмен информацией в электронной форме в случае запоздалого, после вступления в силу нововведений (с 1 октября 2013 года), принятия соответствующего приказа.

Поправки коснулись организации взаимодействия не только заявителя и Росреестра, но также и Росреестра с иными государственными органами. Глава III Закона была дополнена ст. 21.1, согласно которой регистрационный орган может вносить в ЕГРП не влекущие перехода, прекращения или ограничения права на объект недвижимости изменения сведений о правообладателе, которые содержатся в базовых государственных информационных ресурсах, о чем правообладатель должен быть уведомлен в пятидневный срок после этого. Такие ресурсы используются в системе межведомственного электронного взаимодействия (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах») и включают в себя такие ресурсы, как ЕГРЮЛ, госкадастр недвижимости, единый госреестр налогоплательщиков и т. д. (полный реестр базовых государственных информационных ресурсов размещен на портале Единой системы нормативно-справочной информации).

4. Нововведения, направленные на упрощение процедуры регистрации, сокращение представляемых документов и т.д. Если сейчас проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество могла быть удостоверена только свидетельством о праве собственности, то с вступлением в силу поправок она может быть — по выбору правообладателя — подтверждена также выпиской из ЕГРП. При этом закреплено, что свидетельство о праве собственности оформляется только в бумажной форме (ч. 1 ст. 14 Закона в нов. ред.).

Представителям юридического лица теперь не придется повторно представлять учредительные документы этого юридического лица или их надлежащим образом заверенные копии в случае, если выполнены два условия: во-первых, ранее в регистрационный орган уже были предоставлены учредительные документы и проведена государственная регистрация права этой организации на соответствующий объект недвижимости, а во-вторых, учредительные документы с этого момента не претерпевали изменений (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Эта возможность была закреплена и ранее, но на уровне подзаконного акта (п. 22 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Минюста РФ от 1 июля 2002 г. № 184), поэтому не все заявители знали о ней. То же касается и представления правоустанавливающего документа на земельный участок при регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в случае, если на основании этого документа ранее было зарегистрировано право заявителя на земельный участок (ч. 1 ст. 25 Закона в нов. ред.).

Заявители смогут облегчить себе жизнь и при регистрации прав на созданный или незавершенный объект недвижимости (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона в нов. ред.). Так, уточнено, что регистрация такой недвижимости производится на основе правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на ввод в эксплуатацию (либо разрешения на строительство для «незавершенки»). Из текста Закона было исключено указание на представление документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Примечательно, что если представление разрешения на ввод в эксплуатацию или разрешения на строительство все же необходимо, но заявитель не приложил эти документы к заявлению, это не будет являться основанием для возвращения документов. В этом случае регистрирующий орган обязан будет обратиться непосредственно к органу, выдавшему соответствующее разрешение.

Кроме того, дачники и владельцы загородной недвижимости будут освобождены от обязанности представлять кадастровый паспорт при регистрации созданного или незавершенного объекта строительства. Если сейчас документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт и выданное органом местного самоуправления разрешение на ввод в эксплуатацию либо разрешение на строительство (для «незавершенки»), то по новым правилам единственным подтверждающим документом станет соответствующее разрешение. А до 1 марта 2015 года и разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть запрошено регистрирующими органами, и единственным основанием для государственной регистрации прав на завершенный объект индивидуального жилищного строительства будет являться правоустанавливающий документ на земельный участок заявителя (ч. 4 ст. 25.3 Закона в нов. ред.).

В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также внесены существенные изменения. Так, закреплено, что кадастровый номер объекта недвижимости носит неизменный характер (ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре в нов. ред.), перечень форм предоставления информации из госкадастра недвижимости дополняется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 2 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.), которая предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 13 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.).

Кроме того, значительно расширен перечень сведений об объекте недвижимости, вносимых в госкадастр недвижимости. К числу таких дополнений относятся степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах, проектируемое назначение объекта незавершенного строительства, сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т.д. (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в нов. ред.).

Поправками было также устранено дублирование сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости и ЕГРП. С 1 октября 2013 года сведения о общих характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП (ч. 6 ст. 13 Закона в нов. ред.). Кроме того, закреплено общее правило, согласно которому общедоступные сведения о правах и об ограничениях прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в госкадастр недвижимости (ст. 7 Закона о кадастре была дополнена частью 3, содержащей указанное правило).

Другим значимым изменением является увеличение сроков действия временного характера сведений госкадастра недвижимости. Напомним, что сейчас образованный объект недвижимости ставится на кадастровый учет, но внесенные в госкадастр недвижимости сведения об этом носят временный характер до момента государственной регистрации прав на это имущество. При этом такие сведения аннулируются из кадастра, если государственная регистрация объекта недвижимости не была осуществлена по истечении одного года (для земельных участков — двух лет) со дня постановки его на учет (ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре). Однако на практике иногда оказывается невозможным завершить оформление прав на недвижимость в эти сроки. В связи с этим срок действия временного характера сведений госкадастра о новых объектах недвижимости был продлен до пяти лет в отношении всех объектов недвижимости.

Из общего правила об обязательности одновременной постановки на кадастровый учет помещения, расположенного в здании или сооружении, и самого здания или сооружения, было сделано исключение. Оно касается квартир в многоквартирных домах — уточнено, что не требуется ставить на учет весь многоквартирный дом, если собственник квартиры желает поставить ее на учет и получить кадастровый паспорт (ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре в нов. ред.). В то же время ст. 25 Закона о кадастре была дополнена ст. 4.1, согласно которой орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Кроме того, так же, как и в сфере госрегистрации недвижимости, были расширены возможности электронного документооборота, уточнен порядок взаимодействия государственных органов друг с другом, а также сокращены некоторые процедурные сроки. К примеру, согласно новой редакции ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет его изменений, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости должны будут произведены в срок не более чем 18 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (сейчас — 20 рабочих дней).

Поправки вступят в силу уже с 1 октября 2013 года, за исключением положений, уточняющих порядок аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера и вводящих новые основания для этого (эти нормы вступят в силу с 1 января 2014 года).

Новости по теме:

  • Нормы ГК РФ о госрегистрации договоров аренды недвижимости будут применяться снова — ИА «ГАРАНТ», 4 марта 2013 г.
  • Минэкономразвития России определило полномочия Росреестра по отказу в госрегистрации недвижимости — ИА «ГАРАНТ», 3 июня 2011 г.

Государственная регистрация прав на недвижимость

ТЕМА 3. СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Обязательная дополнительная стадия совершения большинства сделок с недвижимостью в Российской Федерации – государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая действует с 01.02.1998 г. и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации система учета недвижимости, регистрации прав на недвижимость и сделок является государственной, т.е. опирается на единую нормативно-правовую базу, единообразные процедуры формирования объекта недвижимости, его учета и регистрации, единую систему органов учета и регистрации и единую технологическую инфраструктуру.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним преследует следующие важнейшие цели:

— обеспечение правовых гарантий и защиты собственности граждан, юридических лиц, государства, областей и муниципалитетов (ни один собственник не может быть уверен в действительности своих прав на объекты недвижимости при отсутствии их регистрации);

— управление недвижимостью, находящейся в государственной собственности, как существенного источника государственных доходов;

— предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере отношений, связанных с недвижимостью;

— формирование объективной базы данных для справедливого налогообложения владельцев недвижимости в соответствии с законом.

Во всех случаях отсутствие регистрации влечет за собой ничтожность сделки.

Различают следующие объекты регистрации:

· объект недвижимости;

· право на объект недвижимости;

· сделка с правами на объект недвижимости (или с самим объектом недвижимости).

Соответственно существуют:

· «государственная регистрация объекта недвижимости»;

· «государственная регистрация права на объект недвижимости»;

· «государственная регистрация сделок с объектом недвижимости».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества, что фиксируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и хранится там бессрочно. Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирует все изменения прав на соответствующий объект недвижимости и одновременно является держателем правовой истории каждого объекта.

Выписки из ЕГРП, утвержденные в установленном порядке, должны содержать:

— краткое описание каждого объекта недвижимости (адрес, вид, площадь, назначение и т.д.);

— записи о зарегистрированных правах на каждый объект недвижимости (право собственности и иные права, имя правообладателя, данные удостоверения личности физического лица, адрес правообладателя и т.д.);

— записи об ограничениях (обременениях) права собственности (содержание ограничения, срок его действия, дата внесения записи и т.д.).

Закон детально регламентирует и устанавливает порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, последовательно определяя его стадии:

1. Прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям закона.

2. Регистрация предъявленных документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации.

3. Правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки с объектами недвижимости.

4. Сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами для выявления возможных противоречий.

5. Внесение записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (при отсутствии противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления).

6. Совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) Государственный характер: весь комплекс действий, связанных с государственной регистрацией, отнесен к компетенции учреждений юстиции, и возможность делегирования этих функций кому-либо исключается.

2) Принцип самостоятельности функции регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: учреждения юстиции по регистрации прав полностью отделены от любых органов государства, выступающих на рынке недвижимости в качестве представителей государства; регистрирующий орган контролирует соблюдение закона и по тем сделкам, где государство выступает в качестве одной из сторон.

3) Принцип ответственности государства за деятельность по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: «учреждение юстиции по регистрации прав несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав, полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 31 п. 1 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»); определена ответственность лиц, виновных в умышленном или неосторожном искажении имеющейся в реестре информации (там же – п.2).

4) Принцип открытости информации о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: любое лицо может получить выписку из ЕГРП (описание объекта, зарегистрированные права на объект, ограничения этих прав) в пятидневный срок при условии подачи письменного заявления и предъявления надлежащих документов (для физического лица – паспорт). Однако, использование сведений, содержащихся в ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3.2 Публичные записи: содержание и назначение публичных записей

В США получила распространение другая система регистрации – система регистрации сделок с недвижимостью. В этой системе роль государства пассивна. Исполнительная власть лишь ведет учет представляемых для регистрации договоров, но даже такая регистрация не является обязательной. Принимая документы, регистрирующий орган не принимает решений о законности и действительности сделки. Таким образом, государство не несет никаких обязательств, кроме обязательства хранить и обеспечивать публичность зарегистрированных договоров и, естественно, не дает никаких гарантий законности и действительности прав, устанавливаемых сделками. Для того чтобы получить гарантию действительности зарегистрированных прав, участники сделки вынуждены обращаться к услугам специальных компаний, которые занимаются «страхованием титула». По договору с заинтересованным лицом такая компания изучает все сделки в отношении данного объекта на «глубину» от 30 до 70 лет (в зависимости от требований законодательства данного штата) и дает гарантию о «чистоте титула». При этом в случае возникновения проблем, вызванных нарушением в прошлом «чистоты титула», заинтересованное лицо обязуется возместить ущерб (в определенных пределах) лицу, которое застраховало свой титул.

Сравнение практик многих стран мира показывает, что система регистрации сделок оказывается значительно более дорогой и неэффективной по сравнению с системой регистрации прав на недвижимость. Если в странах Европы, где действует система регистрации прав на недвижимость, общие расходы участников сделки на ее совершение не превышают 1-2% от стоимости недвижимости, то в отдельных штатах США, где функционирует система регистрации сделок, общие транзакционные издержки достигают 8-10% от суммы сделки, из которых 4-6% составляют расходы на страхование титула. Однако в США, где особенно сильны идеи невмешательства государства в деловую и личную жизнь граждан, факт относительной дороговизны системы выглядит оправданным с точки зрения сохранения ее независимости от государства.

Следует отметить, что мировая практика ранее не знала примеров совмещения в одной системе регистрации двух принципов – регистрации сделок и регистрации прав. Именно Россия сегодня является единственной страной, где декларирована «совмещенная» система регистрации и прав, и сделок, введенная Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

ТЕМА 4. Рынок недвижимости: содержание основных понятий

Регистрация недвижимости по-новому: как это будет?

В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

Дважды в одну и ту же реку входить не придется

В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки». Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ

Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

Что написано пером…

Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять (ч. 3, ч. 6 ст. 7 нового закона о регистрации). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) (п. 3 ст. 13, абз. 3 п. 8 ст. 16 действующего закона о регистрации).

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (п. 1-5 ч. 1 ст. 16 закона о регистрации недвижимости). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день (абз. 6 п. 3 ст. 13 действующего закона о регистрации, п. 9 ч. 1 ст. 16 нового закона о регистрации).

Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

  • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
  • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
  • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
  • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. (ч. 1 ст. 26 закона о государственной регистрации).

Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (ч. 2-5 ст. 26 закона о регистрации недвижимости). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав (ст. 27 нового закона о регистрации).

Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (ч. 2 ст. 28.1 действующего закона о регистрации). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (ст. 36 нового закона о регистрации). Ильяс Вахитов, директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета «Правовые и бухгалтерские решения», полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 1 ст. 28.1 действующего закона о регистрации, ч. 1 ст. 35 нового закона о регистрации).

Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (ч. 1 ст. 66 нового закона о регистрации). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (ч. 2 ст. 66 нового закона о регистрации). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (ст. 67 нового закона о регистрации). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (п. 2 ст. 31 действующего закона о регистрации). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (ч. 2-3 ст. 67 нового закона о регистрации). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (ст. 31.1 действующего закона о регистрации). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (ч. 3 ст. 68 нового закона о регистрации). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица (п. 1-2 ч. 2 ст. 68 нового закона о регистрации).

Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки (ч. 6-7 ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I).

МНЕНИЕ

Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства».

Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Елена Тихонова, с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ). Раньше для того, чтобы узаконить «самострой» и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

После изменения ГК РФ к этим условиям добавились еще два:

  • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
  • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах (абз. 1-2 ч. 3 ст. 222 ГК РФ).

Таким образом, узаконить «самострой» стало сложнее.

Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (абз. 1 п. 4 ст. 222 ГК РФ). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (абз. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе (абз. 4 п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Бесхозную недвижимость учтут

С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 251-ФЗ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе (п. 1 ст. 1 Закона № 251-ФЗ).

Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о «бесхозной» недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество (ст. 2 Закона № 251-ФЗ).

Государственная регистрация недвижимости

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Гражданское право » Государственная регистрация недвижимости

Недвижимость стала полноценным объектом гражданского оборота сравнительно недавно.

Понятие государственной регистрации недвижимости

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Особенности государственной регистрации недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Цели и задачи регистрации недвижимости

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Какие права и сделки подлежат государственной регистрации

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Регистрация прав на недвижимость

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Необходимые документы для регистрации прав на недвижимость

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Результаты процедуры регистрации прав на недвижимость

Сроки проведения государственной регистрации составляют 10 рабочих дней с момента подачи документов в Росреестр или через центр. Она производится регистатором.

Действующий порядок предусматривает 2 результата. Регистрация, в подтверждении которой ранее выдавались свидетельства и отказ в ней. Изменения, касающиеся подтверждающих документов, вступили в силу с июля 2016 г. Вместо свидетельства таким документом выступает выписка из ЕГРП (справка). По этой причине, перед покупкой не стоит обращать внимания на цветной бланк, утративший свое назначение. Актуальные сведения должны подтверждаться свежей выпиской, а старый документ утрачивает значение.

Также не стоит требовать выдачи свидетельства, поскольку это не предусматривает действующий закон.

Если получен отказ, требуется изучить его мотивировку, основания должны соответствовать ст. 20 закона, предусматривающие перечень причин, если нарушены определенные требования. При этом, заявителю предоставлено право обжалования, которое предусматривают процессуальные особенности. Отказ может быть отменен судом.

Документы следует получать там же, где они были сданы (Росреестр или центр).

>Как работает электронная регистрация прав на недвижимость

Как происходит электронная регистрация?

Если покупается квартира в новостройке, то регистрируется договор долевого участия (ДДУ), на вторичном рынке — договор купли-продажи жилья. Также сервис распространяется на земельные участки. Правда, для последних и для вторичного жилья сервис доступен только в том случае, если право собственности на них было оформлено после 1998 года. Услуга применяется только при прямых сделках, то есть цепочки сделок так зарегистрировать нельзя. Есть ещё ограничение на количество созаёмщиков (не более пяти), продавцов и покупателей (не более двух).

После одобрения ипотечного кредита нужно приехать в банк для подписания кредитного договора и других документов. В этот момент представитель банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 ₽). Его суть — в хранении банком денег до регистрации сделки в Росреестре: только после регистрации договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то деньги вернутся покупателю. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.

Покупателю и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться договор.

Отправить пакет документов на регистрацию по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с момента её оплаты. Покупателю недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Позвонит представитель регистратора (Росреестра) и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и передан на регистрацию.

Регистрация договора занимает 5–7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор.

В течение следующих суток Сбербанк должен перевести деньги продавцу недвижимости.

Зачем это нужно?

Во-первых, при оформлении ипотеки и электронной регистрации документов Сбербанк делает скидку по кредиту в размере 0,1 процентного пункта. Во-вторых, «сервис заменяет минимум четыре визита в банк и МФЦ/Росреестр», — утверждают в Сбербанке.

Найти кредит дешевле, чем в Сбербанке

Калькулятор ипотеки По данным пресс-службы, в настоящее время 67% всех ипотечных сделок Сбербанка с первичной недвижимостью проходят с использованием электронной регистрации, и 41% — по сделкам со «вторичкой».

Воспользоваться электронной регистрацией можно даже без оформления ипотечного кредита. Услугу предоставляют во всех регионах России.

Сколько это стоит?

Стоимость электронной регистрации составляет от 7 000 до 10 250 ₽. «Стоимость сервиса складывается из операционных затрат банка в конкретном регионе, госпошлины и затрат на оформление УКЭП», — сообщили представители банка. Также к ней можно добавить 2 000 ₽ за сервис безопасных расчётов, поскольку на практике от этой услуги не всегда получается отказаться.

Как проверить зарегистрированный договор?

Вместе с зарегистрированным договором Сбербанк присылает инструкцию для проверки документа. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра и загрузить электронный файл в формате «xml». Затем нажать «Показать в человекочитаемом формате». В результате вы увидите дату, номер регистрации и имя регистратора.

Минусы электронной регистрации

1. Цена. Если самостоятельно отнести документы в Росреестр, то нужно заплатить только госпошлину 2 000 ₽, а электронная регистрация с учётом сервиса безопасных расчётов может стоить в 6 раз дороже.

2. Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. По словам управляющего партнёра компании «Метриум» Марии Литинецкой, при покупке жилья на вторичном рынке в 95% случаев необходимо арендовать банковскую ячейку. Открыть её можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. «В случае же электронной процедуры такой документ предоставить невозможно. Поэтому абсолютное большинство сделок проходят с посещением МФЦ, что отнимает минимальное время, но при этом даёт возможность получить на руки зарегистрированный договор с «живой» печатью, который станет законным основанием для получения продавцом денег», — отмечает эксперт.

Ещё проблемы могут возникать на этапе регистрации по месту жительства. В некоторых МФЦ могут не принять электронную выписку из ЕГРН и потребовать бумажный документ с печатью. На это жалуются некоторые клиенты на сайте самого сервиса. То, что возникают подобные ситуации, Сравни.ру подтвердили также в одном из столичных агентств недвижимости.

Старший юрист компании «Стрим» Мария Понаморева объясняет отказ МФЦ работать с электронными выписками соображениями безопасности. По сути, говорит она, даже если речь просто о заказе на сайте Росреестра выписки в электронном виде, никто — кроме того, кто непосредственно её заказал и видит на экране компьютера — верить ей не может. Именно поэтому при регистрации по месту жительства могут потребовать документ, который заверен печатью.

Сбербанк пишет, что после электронной регистрации вообще нет необходимости предоставлять куда-либо выписку, полученную на почту. «Госорганы, в которые вы обращаетесь, могут самостоятельно запросить данные в Росреестре», — говорится на сайте сервиса. Теоретически это действительно так, объясняет Мария Понаморева, но на практике всё может зависеть от конкретного сотрудника МФЦ, на которого попадёт покупатель недвижимости.

3. Не все сделки можно так зарегистрировать. Если право собственности на вторичное жильё или землю без построек было зарегистрировано до 1998 года, то при их купле-продаже придётся обращаться в Россреестр (МФЦ) лично. Также электронная регистрация невозможна, если одной из сторон сделки являются несовершеннолетние или представители с доверенностью.

Читайте по теме: 8 способов снизить ставку по ипотеке

Порядок электронной регистрации квартиры в Росреестре

После приобретения недвижимости граждане обязаны провести ее государственную регистрацию. Таково предписание закона. Распространенным способом регистрации недвижимости ранее являлось прямое обращение в Росреестр. Затем процедура была упрощена. Заявители получили возможность оформлять права на владение квартирами через многофункциональные центры.

Сейчас действует сервис электронной регистрации права собственности, благодаря которому владельцам недвижимости не приходится напрямую обращаться в регистрирующий орган или МФЦ.

Электронная регистрация прав на недвижимость в Росреестре

Данная услуга позволяет отправлять документацию не через многофункциональные центры, а через отделения Сбербанка или офисы самих застройщиков.

При этом процесс электронной регистрации недвижимости будет проходить без необходимости прямого присутствия граждан в подразделениях Росреестра или МФЦ. Подача документов проходит через интернет.

Стороны сделки получают результат оказания услуги на электронную почту. Сервисом могут воспользоваться как покупатели жилья в новостройках, так и те, кто приобретают его на вторичном рынке.

Порядок действий и условия для оформления

По закону об организации предоставления государственных услуг, процедура возможна только со стороны тех застройщиков, которые пользуются специальной программой. Через нее сотрудники строительных компаний могут вносить документацию в специальный раздел сервиса. Лицам, проводящим регистрацию сделки с недвижимостью через интернет, следует соблюдать такой порядок действий:

  1. Отправиться напрямую в банк или к застройщику с документами для их дальнейшего внесения в государственный реестр. В финансовом учреждении заявителем подписывается кредитный договор. Он, вместе с другой документацией, передается работником банка в Росреестр уже в электронной форме.
  2. Оплатить госпошлину в тот же день или в течение следующих суток.
  3. Подождать, пока Росреестр зарегистрирует заявку и рассмотрит ее.
  4. Получить выписку из ЕГРН на электронную почту. Она будет заверена подписью Росреестра, и содержать все необходимые сведения о недвижимости и ее владельце.

При данном способе оформления права собственности на квартиру заявитель совершает только одну поездку в банк или к застройщику. После получения выписки на электронную почту нет необходимости посещать какие-либо учреждения еще раз.

Требования к документам

В число необходимых документов для оформления права собственности входят:

  • договор купли-продажи или долевого участия (при ипотеке), все доп. соглашения к нему;
  • кредитный договор (при ипотеке);
  • брачное свидетельство;
  • свидетельство о рождении детей (если они есть);
  • заявление об отсутствии брака (при необходимости);
  • акт передачи жилища, выписка и документ о вводе дома в эксплуатацию от застройщика.

Собственнику также необходимо подать заявление о государственной регистрации его жилья. При обращении в банк ему потребуется предъявить паспорт со СНИЛС.

Вся документация и заявление, поданное через интернет, направляются банковским работником в регистрирующий орган.

Стоимость услуги

Застройщикам, для установки программного обеспечения, потребуется потратить около 20 000 рублей. В эту стоимость входит оформление электронной цифровой подписи. Ее цена составляется от 5 000 до 10 000 рублей.

Граждане, самостоятельно оформляющие данную услугу, тратят порядка 10 000 рублей. В эту сумму входит госпошлина.

Сроки электронной регистрации жилья

На оформление документации через сервис уходит максимум 5 дней. Сроки электронной регистрации сокращены в два раза, по сравнению с процедурой, проводимой МФЦ или Росреестром. Там на выдачу документов уходит порядка 10 рабочих дней.

Плюсы и минусы электронной регистрации

Достоинствами сервиса являются:

  • оперативность услуги, ее осуществление в короткие сроки;
  • отсутствие необходимости у граждан часто посещать регистрирующие учреждения;
  • отсутствие административных проволочек;
  • экономия времени и денег всех сторон сделки.

Плюс процедуры также в том, что если обе стороны сделки являются жителями разных регионов, то им, при электронной регистрации недвижимости, нет необходимости куда-либо ехать. Использование сервиса позволяет держателям ипотеки рассчитывать на небольшое снижение ставок по ней. Процент может уменьшаться банком на 0,7 %.

У услуги имеются свои минусы. Среди них:

  • высокая стоимость услуги;
  • отсутствие возможности оплатить госпошлину в любом банке;
  • неширокий охват регионов страны данным сервисом;
  • случаи увеличения сроков выдачи выписок (вплоть до месяца);
  • невозможность воспользоваться сервисом для тех граждан, кто продает только часть своего жилья.

Многие заявители отмечают не до конца отлаженную схему работы сервиса, в результате чего случаются различные проволочки. Также не всем удобен новый порядок получения выписок вместо бумажных свидетельств.

Получение документов при регистрации через интернет

Гражданин получает на почту договор и выписку из ЕГРН. Они подписываются усиленной цифровой подписью. Сертификат о ее применении также направляется на почту гражданина. На документацию, заверенную ЭЦП, нельзя ставить какие-либо печати. Она не нуждается в нотариальном удостоверении.

После получения файла из Росреестра на почту необходимо сохранить его. В дальнейшем рекомендуется скачать его на флеш-накопитель и хранить там.

Как получить бумажное свидетельство о собственности

Данный документ с 15.07.2016 года не выдается. Его полностью заменяет выписка ЕГРН. Она обладает полной юридической силой. Если гражданин получил выписку из Росреестра, то больше других документов не выдается. Ни один орган не вправе требовать от собственников бумажных свидетельств.

Электронная регистрация недвижимости в Сбербанке

Указанная финансовая организация работает совместно с Росреестром. Процесс оформления права собственности на жилье в рамках сервиса проходит по схеме:

  1. Лицо обращается напрямую в банк.
  2. Сотрудник Сбербанка заключает с ним договор и забирает у него требуемые документы. Заявитель также оплачивает услуги, в стоимость которых входит и госпошлина.
  3. Банковский работник отправляет файл вместе с кредитным договором (при ипотеке) через сервис в Росреестр. Направление заявления и прилагаемой к нему документации происходит по защищенным каналам.
  4. Максимум через 5 дней гражданин получает электронную выписку с подтверждением прав на недвижимое имущество.

Мнение эксперта Миронова Анна Сергеевна Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве С момента, когда файл пришел на почту, человек становится полноправным собственником приобретенного жилища. Если лицо, при обращении в Сбербанк, предоставило не всю документацию или в ней имеются неточности, то со стороны работника финансовой организации может последовать отказ с указанием причин. Это должно быть оформлено письменно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *