Самовольное занятие земельного участка

Содержание

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 (так же как и в других нормах гл. 7 КоАП), являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

1) самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря, он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных в ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК, ст. 14 Лесного кодекса и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

2) использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт о передаче в пожизненное наследуемое владение и т.п.);

3) использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, извлечение недр, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Данное правонарушение следует отличать от ряда специальных составов, также посвященных нарушению прав на земельные участки и предусмотренных:

1) ст. 7.2 (об уничтожении межевых и иных специальных знаков);

2) ст. 7.3 (о нарушении правил пользования недрами);

3) ст. 7.8 (о самовольном занятии земельного участка прибрежной защитной полосы);

4) ст. 7.9 (о самовольном занятии земельного участка лесного фонда);

5) ст. 7.10 (о самовольной переуступке прав на землю) и др.

См. коммент. к этим нормам КоАП.

Статья 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Закон от 16.09.2019 о «самозахвате земли» (150-ФЗ) – как узаконить самозахват в собственность?

Осенью 2019 года вступил в силу нормативный акт, который получил в обиходе наименование «закон от 16.09.2019 о самозахвате земли». На самом деле в этом названии соответствует действительности только слово «закон». Федеральный закон №150-ФЗ (это он имеется в виду) был принят еще 17.06.2019г., 16 сентября данный ФЗ начал работать. И речь в нем преимущественно идет не о самозахвате, а о комплексных кадастровых работах.

Данный нормативный акт отчасти вводит новые нормы по урегулированию самозахватов земель и имеет значение для граждан. Подробнее о нем читайте далее. В статье также разберемся, как узаконить и оформить самозахват земли в собственность в СНТ (общие моменты).

Что такое самозахват

Данный термин в действующем российском законодательстве не содержится, но широко употребляется на практике, в том числе контролирующими и надзорными органами. Так, на своем официальном сайте Росреестр перечисляет следующие признаки самозахвата земельного участка:

  • присвоение, то есть использование объекта как своего собственного;
  • в качестве объекта выступает земельный участок или его часть;
  • у лица, осуществляющего подобные действия, нет законных прав на объект.

Участок земли, «прирезанный» самозахватом, может находиться в собственности разных лиц. Наиболее часто встречаются следующие ситуации:

  1. Земельный участок, принадлежащий гражданину, использует предприятие, то есть юридическое лицо.
  2. Самозахват осуществляется гражданином у соседа, также физического лица, например, в садовом товариществе.
  3. Частное лицо незаконно использует участок, принадлежащий компании (физлицо осуществляет самозахват объекта юрлица).
  4. Гражданин или организация самовольно используют земли, не имеющие владельца (на основании законодательства бесхозяйное имущество принадлежит государству).

Нередко нарушители «покушаются» и на земли общего пользования: парки, дороги, улицы и т. д. Узаконить землю в собственность в таком случае вряд ли получится, в остальных возможны варианты в зависимости от статуса собственника и земли.

Штрафы

Государство преследует самозахват земли, ответственность в 2019-2020 годах за него предусмотрена административная.

Статья 7.1 КоАП РФ вводит достаточно существенные штрафы для нарушителей. И если штраф за самозахват земли для физических лиц может показаться незначительным, то для многих небольших организаций сумма в 100 000-200 000 рублей может стать неподъемной.

В соответствии с действующей редакцией КоАП РФ, меры ответственности за самовольное занятие земельного участка (без согласия собственника, выраженного в предусмотренной законом форме) предусмотрены следующие:

  • для физических лиц: штраф в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 рублей, если таковая определена, если нет, то штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц по аналогичному принципу: штраф в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей, или штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц: штраф от 2 до 3% стоимости, но не менее 100 000 рублей или штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

Согласно приложению к статье 7.1. КоАП РФ, в данном случае ИП приравнивается к юрлицу. Кроме того, если будут обнаружены признаки состава преступления по ст. 330 УК РФ («Самоуправство»), виновное лицо может быть привлечено и к уголовной ответственности.

Новый закон

Вступивший в силу 16 сентября ФЗ-150, подписанный Путиным 17.06.2019г., анонсирован СМИ как закон, позволяющий гражданам оформить в собственность незначительный самозахват земли (до установленного минимума или в рамках 10%). В самом законе речь идет об упрощении порядка проведения комплексных кадастровых работ, проводимых органами власти для уточнения границ целых кварталов.

В том числе, определено, что:

  1. При установлении в ходе работ участков, границы которых не соответствуют заявленным сверх минимума, данные факты должны быть отражены в документации.
  2. При отсутствии в документах сведений о местоположении границ участка его границами необходимо считать границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов.
  3. При выявлении участков, не поставленных на учет, используемых гражданами и имеющими хоть какие-то объективные границы, они будут зарегистрированы в ЕГРН.

Процедура оформления самозахвата в законе не уточняется. По заявлениям чиновников Росреестра, ФЗ-150 должен помочь избежать самозахвата и служить уточнению границ, исправлению ошибок, наличие которых нередко мешает оформлению земли в СНТ.

Ими уже анонсировано, что минимальный захват можно будет оформить бесплатно, дальнейшие пояснения, видимо, последуют в ходе применения закона на практике.

Оформление гаража в собственность в 2019-2020 годах – что важно знать?

Как узаконить захваченную землю

Перейдем к практическим вопросам.

Куда жаловаться на самозахват?

Прежде всего, можно направить жалобу в Управление Государственного земельного надзора Росреестра, в отдел администрации, занимающийся вопросами землепользования, а также обратиться в суд за защитой своих прав, если оказались затронуты законные интересы заявителя. Полиция гражданские споры не рассматривает, но в ее адрес можно обратиться, если имеются признаки уголовного преступления по ст. 330 УК «Самоуправство».

Как узаконить самозахват земли в 2019-2020 годах в садовом товариществе?

Все зависит от конкретных обстоятельств дела и принадлежности участка. Если собственником является частное лицо или юридическое, землю можно взять в аренду или выкупить. Государственную собственность придется перевести в частную по нормам ст. 39.18 ЗК РФ. Можно попробовать оформить договор долгосрочной аренды на муниципальные владения.

Есть случаи, когда «легализовать» участок однозначно не получится. Например, территории лесного фонда, участки, выходящие за красные линии, огораживающие газопровод или линии электропередач, не передаются гражданам или организациям.

Госпошлина за регистрацию недвижимости в 2019-2020 годах для физлиц и юрлиц

Ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю

Руководителям

Центров поддержки

предпринимательства

(по списку)

Уважаемые коллеги!

Направляем вам для размещения в периодическом печатном издании и на официальном сайте статью: «Ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю».

Заранее благодарим за сотрудничество.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

И. о. руководителя

Исп.

Тел. 6-30-40

Ответственность за использование земельного участка

без оформленных в установленном порядке

правоустанавливающих документов на землю

Правоустанавливающий документ – это документ, на основании которого могут быть зарегистрированы права на земельный участок и содержащий волеизъявление собственника о распоряжении земельным участком.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданские права, в том числе права на земельные участки, возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав;

из судебного решения, установившего гражданские права;

в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, наряду с самовольным занятием земельных участков, является наиболее распространённым нарушением земельного законодательства, допускаемым гражданами, юридическими лицами и предпринимателями при осуществлении хозяйственной деятельности. Отличие такого нарушения от самовольного занятия земельного участка заключается в том, что конкретное лицо использует земельный участок или его часть с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но право на использование этого земельного участка или его части, не оформлено в установленном порядке и правоустанавливающий документ на данный земельный участок или его часть отсутствуют.

Такая ситуация может иметь место при покупке объекта недвижимости, когда покупателю в силу договора купли-продажи на объект недвижимости, находящемся на земельном участке, переходит право на использование этого земельного участка. В этом случае право на использование земельного участка должно быть оформлено в установленном порядке. Аналогичной является ситуация, когда земельным участком или его частью распорядилось лицо, не являющееся его собственником или лицом, уполномоченным собственником. При этом следует учитывать, что лица, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, не вправе ими распоряжаться, в том числе сдавать в аренду. Таким образом, при использовании земельного участка, предоставленного в аренду не уполномоченным на то лицом, арендатор также будет являться лицом, использующим земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Лицам, приобретающим в собственность здания, строения, сооружения, в том числе жилые дома, необходимо иметь в виду, что вопросы перехода права на земельный участок в этом случае решаются в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ. Вопросы приобретения прав на земельные участки для лиц, уже имеющих на определённом праве здания, строения и сооружения, в том числе жилые дома, но не оформивших в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю решаются в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Лица, использующие земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, несут административную ответственность в порядке, установленном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа: на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Привлечение лица, виновного в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю к административной ответственности, уплата им назначенного административного штрафа не освобождает его от обязанности оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на используемый земельный участок.

Указатель рассылки

письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от ______________ № __

№ п/п

Адресат

Исх. №,

дата отправки

Центр поддержки предпринимательства МО «Майминский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Чойский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Турочакский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Онгудайский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Улаганский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Кош-Агачский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Усть-Канский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Усть-Коксинский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Чемальский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Шебалинский район»

Центр поддержки предпринимательства МО «Город Горно-Алтайск»

Всего экземпляров ___________

Исполнитель , 6-30-40

И. о. начальника

организационно-контрольного отдела

Управления Росреестра по Республике Алтай

Следует отметить, что данная норма содержит два формальных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Самовольное занятие земельного участка – состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в размещении на земельном участке строений, сооружений, огораживании, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — состав административного правонарушения, объективная сторона которого предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица.

Дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.7.1 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Управления Росреестра Хабаровского края.

Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016)

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Что такое самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка – это нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. В этой статье можно узнать, какие последствия повлечет самовольное занятие чужого надела, и какие способы защиты прав предусматривают законодательные акты.

Что это такое

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Способы защиты от самозахвата земли

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:

  • самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
  • направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
  • обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
  • направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

образец жалобы о самозахвате земли

Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.

Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.

Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана. Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда. Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.

Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.

Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия. Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд. Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Самовольное занятие земельного участка как административное правонарушение

Г. Алексеев Автор статьи

Если разрешение правообладателя земельной территории (либо уполномоченного им лица) на использование участка не было получено, занятие этого сектора считается самовольным. Это противоправное деяние относится к административным правонарушениям в сфере охраны собственности. Ответственность за его совершение установлена:

  • статьей 7.1. КоАП РФ;
  • статьей 76 ЗК РФ;
  • другими положениями нормативно-правовых документов.

Судебная практика показывает: граждане, организации часто отказываются признавать себя субъектами этого правонарушения. Причина – непонимание сути противоправного действия, незнание его основных признаков, которые при решении споров выступают как условия удовлетворения требований истца.

Признаки правонарушения

Отсутствие документов на землю и регистрации прав

Согласие законного владельца и пользователя земельного участка должно выражаться в установленном законодательством порядке.

1. Оформляются правоустанавливающие документы, которые становятся основанием для госрегистрации прав на недвижимость:

  • договор аренды, субаренды, купли-продажи;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • акт органов госвласти;
  • судебное решение и др.

2. Права на землю – их возникновение, наличие, переход, прекращение либо ограничение – регистрируются согласно Федеральному закону № 122-ФЗ (ред. от 06.04.2015). В противном случае продавец, даритель остаются законными владельцами территории, а вторая сторона сделки – покупатель, одаряемый – несет при пользовании земельным участком ответственность за его самовольное занятие. Когда договор субаренды, аренды либо безвозмездного пользования заключается на срок меньше 1 года, госрегистрация не требуется.

Обратите внимание, если истец не подтверждает собственное право на спорную земельную территорию соответствующими документами, суд отказывает ему в удовлетворении заявленных требований.

Незаконное использование земельного участка

Правонарушение выявляется и при наличии у владельца, пользователя необходимых документов на недвижимое имущество. Признаки самовольного занятия земельного участка – это нарушение условий договора, незаконное расширение границ. Противоправное деяние может выражаться:

  • в нелегальном складировании, временном или постоянном;
  • самовольной застройке сектора;
  • использовании участка без согласия арендатора для сельскохозяйственных целей;
  • иных действиях.

Доказательной базой становятся:

  • акты проверок;
  • договоры подряда, поставки и другие документы, которые подтверждают использование земли в определенных целях;
  • свидетельские показания.

С 2015 года КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие не только индивидуально определенной конкретной территории, но и части участка. Правообладателям земельных секторов следует обратить внимание на это нововведение и не использовать без наличия законных оснований примыкающие к участку площади.

Примеры из судебной практики

Вопрос самовольного занятия земельного участка часто рассматривается в судебной практике в отношении арендаторов нежилых зданий. Например, компания по договору является временным владельцем котельной. Организация считает: право пользования окружающей строение земельной территорией перешло к ней по закону как к арендатору недвижимости. В результате юрлицо приспособило участок в несколько гектаров для размещения золошлаковых отходов производства.

ИП не обратился после окончания срока аренды к собственнику земельного участка с вопросом о пролонгации договора. Предприниматель продолжает использовать территорию под несколько магазинов и кафе и настаивает, что аренда была продлена автоматически. В обоих случаях лица признаны виновными в самовольном занятии участков и привлечены к административной ответственности.

Гражданин является собственником земельного сектора и расположенного на огороженной территории жилого дома. Непосредственно примыкающую к владению площадь физлицо использует под автостоянку. В этом случае он нарушает установленные границы собственного участка и становится виновным в нелегальном использовании земли.

Штраф и возмещение вреда

Усиление государственного контроля над соблюдением законодательства в сфере земельных правоотношений проявилось в 2015 году в увеличении размера штрафа за самовольное занятие участка. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом № 46-ФЗ. Новые положения способны:

  • сократить количество случаев нелегального пользования территориями;
  • привлечь внимание заинтересованных лиц к необходимости законного оформления связанных с землей сделок;
  • сформировать благодаря надлежащему оформлению прав необходимую основу, правовую и документальную, для взимания арендной платы, земельного налога.

Отправной точкой расчета денежного взыскания становится кадастровая стоимость нелегально занятого участка. Кодекс устанавливает: ИП за самовольное использование земельной территории отвечают как организации. Размеры штрафа:

  • для физлиц – 1–1,5 % от стоимости;
  • юрлиц, ИП – 2–3 %;
  • должностных лиц – 1,5–2 %.

Максимальная сумма взыскания не ограничивается. Минимальный размер штрафа в рублях:

  • для физлиц – 5000;
  • юрлиц, ИП – 100000;
  • должностных лиц – 20000.

Если процедура государственной кадастровой оценки не проводилась, сумма взыскания за самовольное занятие земли в рублях равна:

  • для физлиц – 5000–10000;
  • юрлиц, ИП – 100000–200000;
  • должностных лиц – 20000–50000.

Размер штрафа при нелегальном использовании части участка устанавливается пропорционально площади занятого земельного сектора. При этом учитывается общая кадастровая стоимость территории.

Виновные в противоправном деянии лица должны возместить причиненный ими вред в полном объеме. Правообладатели участков – землепользователи, землевладельцы, собственники, арендаторы – получают самовольно занятые нарушителями законодательства площади. Произведенные виновными лицами затраты за время нелегального использования территории не возмещаются.

​​Самовольное занятие земельного участка

Самовольно занимать чужой участок земли незаконно. Любые нарушения земельного законодательства ведут к ответственности, которая будет выражена различными наказаниями, в зависимости от обстоятельств. Законный владелец земельного надела имеет право на компенсацию, а также на защиту своих интересов с помощью суда.

Самовольный захват: определение в законодательстве

По КоАП РФ самовольный вариант занятия территории определяется как его захват или использование без наличия законного права. Есть несколько вариантов самозахвата:

  • нарушены границы;
  • любые постройки или объекты, которые не зарегистрированы и не оформлены специальными документами;
  • использование по не назначению, то есть нет разрешений;
  • любые действия, мешающие собственнику использовать участок.

Согласно правам на частную собственность владение или использование возможно только при выполнении законодательных норм, в виде наличия всех необходимых документов.

Самовольный вариант занятия выражается в нарушении земельного законодательства и прав других лиц.

Важно! Привлечение к ответственности включает различные варианты. Например, собственник имеет право потребовать компенсацию вреда. Помимо этого на нарушителя будет возложен штраф. В ряде случаев возможно уголовное наказание.

Есть несколько признаков правонарушения, которые свидетельствуют о необходимости применения различных мер.

Список признаков:

  • нет требуемой документации, а также разрешения. Для полноценного владения необходимо иметь ряд правоустанавливающих документов. Сюда входят договора, свидетельства о наследстве или судебные постановления. Если документов, подтверждающих полномочия нет, то фиксируется нарушение;
  • срок действия документа правоустанавливающего типа закончился. Чаще всего такой вариант наступает при аренде и ее несвоевременном продлении;
  • использование нецелевого типа. Фактически земельный надел не может быть использован в сферах, которые не предусмотрены для него. Для любого участка вносятся данные в реестр кадастрового типа, где прописываются все варианты эксплуатации и назначение. Если осуществляется деятельность, которая не установлена в документации, то такой тип действий влечет к ответственности;
  • изменение границ надела в виде расширения. Любое изменение в площади должно сопровождаться его регистрацией. Чаще всего нарушение происходит при самовольном варианте расширения; Межевание земельного участка
  • незаконная, то есть незарегистрированная деятельность. Примером может служить предпринимательство.

Важно! Самовольный вариант занятия земли будет считаться нарушением административного типа. Мера наказания должна быть определена судом.

Ответственность

По законодательству Российской Федерации граждане пользуются землей на основе нескольких вариантов предоставления:

  • собственность;
  • наследство;
  • аренда.

Если лицо не имеет прав на надел, но использует его, то в таком случае наступает ответственность, зависящая от различных факторов. Самозахват приносит владельцу земли, в частности государству или частнику, ущерб. Особенного внимания достойны земли, которые относятся к охраняемым или сельскохозяйственным. В таком случае ущерб значительно выше, что приводит к увеличению штрафа.

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

При самозахвате лица не получают гражданско-правовых гарантий, что означает полное отсутствие у них соответствующих прав. Становятся невозможными следующие действия:

  • проведение сделок любого типа с участком, то есть нельзя его продать, отдать во временное пользование или передать по наследству. Это связано с тем, что отсутствие прав не дает возможности распоряжаться землей;
  • освобождение территории должно производиться по первому требованию законного владельца. При этом, должны быть уничтожены все следы деятельности, которая не была разрешена собственником. Примером служит снос дома или построек, которые были возведены. Если снос не может быть добровольным, то привлекаются органы власти;
  • доход, полученный с надела, должен быть передан владельцу в виде компенсации полностью. Этот момент фиксируется как незаконное обогащение, поэтому средства передаются собственнику. Для этого последний должен обратиться в гражданский суд и подать соответствующий иск.

Важно! Виновник не может получить компенсацию за улучшение условий на участке. Например, за его счет была проведена вода. Эти средства возвращаться не будут, так как захватчик не имел никаких прав на любую деятельность.

Административная ответственность за самозахват

Чаще используется административный вариант ответственности. Он выражен в виде штрафных санкций, которые могут различаться для разных лиц. Также штраф отличается при наличии регистрации в виде кадастрового учета и его отсутствия. В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ если надел зарегистрирован и имеет кадастровую стоимость, то штраф рассчитывается в процентном от нее соотношении:

  • для физлица 1-1.5% с минимальной суммой в 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица — 1.5-2% с минимумом в 20000 рублей;
  • юридическое лицо — 2-3%. Минимальный штраф равен 100 тысяч рублей.

Важно! Юридические лица и ИП имеют один уровень штрафа, так как рассматриваются в качестве организаций.

Если участок не стоит на учете, и его стоимость не определена, то штраф установлен в таком виде:

  • физлица — 5000-10000 рублей;
  • должностные лица — 20000-50000 рублей;
  • организации — 100000-200000 рублей.

При частичном занятии участка расчет штрафа будет произведен по соотношению всей площади к занятой.

Самовольное занятие участка земли

Административная ответственность и сам механизм фиксации нарушения выглядят следующим образом:

  • госорган или собственник обнаружили факт нарушения;
  • дается определенный срок для нарушителя, который должен быть использован для устранения следов деятельности на участке;
  • если после истечения срока все условия не выполнены, то накладывается штраф в полном размере.

В ряде случаев порядок действий может быть индивидуальным, но при стандартной ситуации государственный орган следует основным правилам.

Административные меры наказания могут применяться в совокупности с гражданской ответственностью. Например, после оплаты штрафа необходимо выплатить компенсацию собственнику в размере, который был установлен судом.

Статья 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»

Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком

Уголовная ответственность может быть наложена по совокупности действий. Например, захват участка имел определенные цели или использовался для незаконной деятельности.

Есть два варианта наиболее частых случаев, когда самозахват приводит к уголовному сроку:

  • мошеннические действия. Примером будет служить аренда или продажа надела без права на эти действия или финансовые махинации, когда в качестве залога предоставляют недвижимость;
  • незарегистрированная предпринимательская деятельность на участке, который не является собственностью, может привести к 5 годам лишения свободы.

Наказание для мошенников зависит от большого количества факторов, но по при единоличной афере срок варьируется до 2 лет, а при групповой до 6 лет. Стоит учесть, что использование служебного положения считается отягчающим обстоятельством, которое также влияет на строгость наказания.

Важно! Ответственность уголовного типа может возникнуть при нарушении ряда правил. Связанных с оборотом недвижимости, в частности сюда относят незаконные сделки и их регистрацию.

Что делать при захвате земли

Собственник при получении информации о незаконном использовании его земельного надела или его части предварительно должен попытаться мирно урегулировать возникший конфликт. Это связано с тем, что ряд участков не имеют четких границ. Нарушитель может не знать о том, что наносит ущерб другому лицу.

Как разрешить конфликт, если есть границы межевания

Если мирного решения достичь не удается, то есть установленный порядок действий:

  • подготовка официальной претензии с указанием нарушения и границ собственности;
  • фиксация нарушения. Это может сделать Росприроднадзор или Росреестр в зависимости от ситуации;
  • подготовка заявления и обращение в суд со всеми необходимыми документами;
  • после решения суда получают исполнительный лист, который передается судебным приставам.

Границы участков должны быть определены до момента судебного заседания, так как в противоположном случае доказательство нарушения прав будет более сложным. Также при невозможности устранить нарушителя с участка судебное решение может быть в форме выкупа земли по рыночной стоимости для конкретного региона.

Возмещение вреда за самовольное занятие

Возмещение ущерба производится с помощью обращения в суд. Сумма компенсации включает в себя:

  • убытки прямого характера;
  • упущенную прибыль;
  • компенсацию морального вреда.

Если добровольно нарушитель не возмещает нанесенный ущерб, который установлен судебной инстанцией, то его дело подлежит принудительным способам взыскания через систему судебных приставов.

Принудительное изъятие

Добровольный вариант освобождения предпочтителен, так как землю все равно изымут. Принудительные варианты включают в себя привлечение сотрудников Росреестра и ФССП, которые с помощью законных мер заставят нарушителя оплатить ущерб и освободить незаконно занятую территорию.

Можно ли узаконить самозахват

Возможность оформления не влияет на наказание, то есть штраф все равно придется выплатить. Предварительно для того, чтобы узаконить, потребуется узнать, кто является собственником. Это может быть физическое или юридическое лицо, а также местная администрация. В ряде случаев охраняемые земли принадлежат Лесному фонду и другим организациям.

Узаконивание осуществляется в следующем порядке:

  • получают выписку из ЕГРН, в которой указан собственник;
  • соглашение о перераспределении земли, если это возможно;
  • при согласии соседей расширение границ;
  • если участок принадлежит государству, муниципалитету, то можно подать заявление о предоставлении участка бесхозного типа. Как узаконить «лишние метры»

В последнем случае заключается долгосрочный вариант аренды, после окончания которого можно попытаться перевести землю в собственность. Но для этого требуется соответствовать правилам статьи 234 ГК РФ, которая устанавливает полноценное использование арендованной территории на протяжении минимум 15 лет.

Все остальные варианты самозахвата будут пресекаться и подлежат наказанию в виде различных форм ответственности.

Самозахват территории по законодательным нормам может иметь несколько типов ответственности, в том числе уголовную. Административные меры включают в себя штрафы, которые будут зависеть от обстоятельств и категории нарушителя. Штрафные санкции имеют разные размеры при наличии территории на учете или ее отсутствии там. Собственник недвижимости при нарушении его прав имеет возможность получить компенсацию, которая устанавливается после обращения в суд.

Статья 234 Гражданского кодекса РФ «Приобретательная давность»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *